Электрооборудование автомобилей с дизельными двигателями

Электрооборудование автомобилей с дизельными двигателямиЭлектрооборудование автомобилей с дизельными двигателями.

Электрооборудование автомобилей с дизельными двигателями. Общие сведения.

Основной особенностью электрооборудования автомобилей с дизельным двигателем является применение повышенного до 24 В номинального напряжения сети, связанное с необходимостью обеспечить надежный пуск двигателя. Согласно современным требованиям дизельный двигатель должен надежно пускаться без применения вспомогательных устройств при температуре до -17 °С, с применением устройств до -30 °С и при применении предпускового подогрева до -40 °С. Дизельные двигатели по сравнению с карбюраторными требуют более высокой пусковой частоты вращения.

Если у карбюраторных двигателей пусковая частота вращения и зависимости от числа цилиндров, температуры пуска и применяемых средств облегчения пуска двигателя находится в пределах 40-85 мин-1, то у дизельных двигателей равна 50-200 мин-1. Мощность стартера для пуска дизельных двигателей составляет 7-8 кВт, а сила тока при пуске двигателей 500-800 А. Если в этом случае применить напряжение сети 12 В, то сила тока удвоится и приведет к недопустимому увеличению емкости аккумуляторной батареи (ее размеров) и повышенному расходу меди.

Однако применение напряжения на 24 В имеет и свои недостатки: разунификацию приборов электрооборудования, снижение срока службы автомобильных ламп, повышенную коррозию электрических соединений (особенно штекерных). При замене приборов электрооборудования в схеме дизельных автомобилей (лампы, контрольные приборы, электродвигатели и т.д.) необходимо обращать внимание па номинальное напряжение прибора. Автомобильные лампы на 24 В при той же мощности имеют более тонкую нить накаливания и поэтому хуже переносят вибрацию. С целью повышения срока службы ламп на 24 В осветительные приборы (фары, задние фонари) часто устанавливают с применением амортизаторов.

С целью унификации приборов электрооборудования на некоторых автомобилях с дизельными двигателями применяют систему напряжения 12/24 В. В этом случае все потребители имеют номинальное напряжение 12 В, генератор 14 В, а стартер 24 В. При пуске двигателя две 12-вольтовые аккумуляторные батареи включаются на питание стартера последовательно специальным переключателем. Когда двигатель начнет самостоятельно работать, аккумуляторные батареи включаются в схему электрооборудования параллельно. Недостатком этой схемы является ненадежность переключателя аккумуляторных батарей и неодинаковость их зарядного режима, так как длина проводов (сопротивление цепи заряда) к каждой батарее различна из-за невозможности разместить батареи рядом и наличия переключателя батарей. Достоинством этой схемы является надежный пуск, большой срок службы ламп и унификация приборов на 12 В с другими автомобилями.

Электрооборудование автомобилей с дизельными двигателями представляет собой сложный комплекс электрических машин, аккумуляторных батарей, приборов, выключателей, предохранителей, соединительных проводов, объединенных в общую электрическую схему. Например, на автомобиле КамАЗ перечень приборов электрооборудования превышает 100 единиц. Электрическая схема выполнена по однопроводной системе включения источников и потребителей энергии. В этом случае второй провод (минусовой) заменяют рама и другие металлические части, по которым может проходить электрический ток («масса» автомобиля). Однопроводная схема уменьшает длину и количество проводов и упрощает всю систему проводки. Однако при нарушении изоляции провода могут касаться «массы» автомобиля, что вызовет короткое замыкание, а при неисправности предохранителей и возможность пожара.

В общей схеме электрооборудования можно выделить группы приборов, образующие самостоятельные системы, наиболее важными из которых являются: система электроснабжения, включающая аккумуляторную батарею и генератор с реле-регулятором; система пуска двигателя, состоящая из стартера, аккумуляторной батареи и средств облегчения пуска; система контрольно-измерительных приборов, в которую входят спидометр, тахометр, приборы для измерения температуры, давления, уровня топлива, силы тока, а также контрольные лампы, сигнализирующие о критических и аварийных моментах работы отдельных систем двигателя; система освещения и сигнализации, включающая фары, габаритные и задние огни, указатели поворота, плафоны освещения кабины, стоп-сигналы и подкапотную лампу и другое осветительное и сигнальное оборудование. Некоторые приборы не могут быть еще четко классифицированы по системам и их можно отнести к дополнительному оборудованию (например, звуковые сигналы, электродвигатели и т. д.

Выключатели, переключатели, реле, предохранители, соединительные панели и штекерные соединения относятся к группе коммутационной аппаратуры и входят во все системы.

На рис. 40 показана принципиальная схема электрооборудования автомобиля МАЗ-503А . Схема построена с учетом деления ее на отдельные системы, что значительно облегчает чтение схемы.

Рис. 40. Принципиальная схема электрооборудования автомобиля МАЗ-503А: 1 — реле-регулятор; 2 — генератор; 3 — амперметр; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — выключатель аккумуляторной батареи; 6 — розетка штепсельная; 7 — выключатель; 8 — стартер; 9 — подогреватель двигателя; 10 — блоки предохранителей; 11 — датчик спидометра с электроприводом; 12 — спидометр с электроприводом; 13 — фонарь контрольной лампы аварийного давления масла; 14 — датчик аварийного давления масла; 15 — фонарь контрольной лампы аварийного давления воздуха; 16 — датчик аварийного давления воздуха; 17 — указатель давления воздуха; 18 — датчик указателя давления воздуха; 19 — указатель температуры воды; 20 — датчик указателя температуры воды; 21 — указатель уровня топлива; 22 — датчик указателя уровня топлива; 23 — указатель давления масла; 24 — датчик указателя давления масла; 25 — выключатель; 26 — плафон; 27 — реле-прерыватель указателей поворота; 28 — фонарь контрольной лампы указателя поворота; 29 — переключатель указателя поворота; 30 — выключатель сигнала торможения ВК-13-Б; 31 — задний фонарь; 32 — передний фонарь; 33 — фара; 34 — противотуманная фара; 35 — патрон контрольной лампы дальнего света фар; 36 — переключатель; 37 — патрон лампы освещения приборов; 38 — ножной переключатель света; 39 — выключатель; 40 — фонарь повторителя указателя поворота; 41 — выключатель; 42 — электродвигатель отопителя; 43 — электродвигатель вентилятора; 44 — стеклоочиститель; 45 — радиоприемник; 46 — реле; 47 — выключатель сигнала заднего хода; 48 — звуковой сигнал заднего хода; 49 — кнопка звукового сигнала (входит в комплект рулевой колонки); 50 — звуковой сигнал; I — система электроснабжения; II — система пуска; III — контрольно-измерительные приборы; IV — световая сигнализация; V — освещение; VI — дополнительное электрооборудование.

Другие статьи на тему дизельные двигатели.