ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЭКСКАВАТОРОВ

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЭКСКАВАТОРОВЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ЭКСКАВАТОРОВ. Источники тока.

На одноковшовых экскаваторах используют электрические системы освещения, отопления, вентиляции, сигнализации и пуска дизельных двигателей.

Системы освещения монтируют на всех экскаваторах независимо от типа силового оборудования для создания необходимых условий работы вечером и ночью. Световая сигнализация обеспечивает безопасное движение по дорогам, на рабочей площадке и в забое, звуковую используют для предупреждения о начале работы или движения экскаватора, а также для взаимодействия с транспортными средствами.

Большинство дизелей, устанавливаемых на экскаваторах, снабжены электрической системой пуска от стартеров, для питания которых используют аккумуляторные батареи. Система пуска является силовой и требует значительно большей мощности, чем системы освещения и сигнализации.

Все установленные на машинах потребители тока, кроме приборов электропуска, питаются от генераторов, от них же заряжают аккумуляторную батарею при работе двигателя на средних и больших оборотах.

Г е н е р а т о р ы бывают постоянного и переменного тока. Генераторы постоянного тока устанавливают на экскаваторах реже, чем генераторы переменного тока. Генераторы приводят во вращение ременной передачей или реже шестеренной от коленчатого вала двигателя.

Потребители электрической энергии требуют постоянного напряжения, а изменение частоты вращения генератора вызывает колебание напряжения, поэтому возникает необходимость в его регулировании. Напряжение генераторов постоянного тока регулируют специальным электромагнитным устройством — регулятором напряжения (РН), напряжение генераторов переменного тока — с помощью реле-регуляторов. Генераторы должны обеспечивать требуемую мощность, иметь минимальные массу и габариты, хорошо охлаждаться. От перегрузок генераторы защищаются специальными устройствами-ограничителями тока (ОТ.

Генераторы переменного тока, рассчитанные в основном на осветительную нагрузку, отличаются простым устройством и надежной работой. Недостаток их — относительно узкий диапазон частоты вращения, при которой создается нормальное напряжение на зажимах. На 226 показан генератор Г-ЗО5 переменного тока, устанавливаемый на дизелях Д-108. Статор 11 генератора собирают из электротехнической стали. На зубцы статора надеты девять катушек 10 трехфазной обмотки статора. Каждая катушка имеет.

тринадцать витков. Катушки в каждой фазе соединены последовательно по три, а фазы соединены «в звезду.

Крышки I к 12 аналогичны по конструкции, но на передней 12 имеются две, а на задней /—одна лапа для крепления генератора на двигателе. В крышках размещены обмотки возбуждения, имеющие по тысяче витков. Концы обмоток возбуждения соединены с массой генератора, а начала соединены вместе и выведены через переднюю крышку 12 и выпрямитель наружу к клемме Ш ( 227). На цилиндрической части крышек имеются отверстия для стока конденсата и попавшей в генератор воды.

Ротор 9 ( 226) генератора представляет собой шестилучевую стальную звезду, насаженную на вал 5. Опорами вала 5 служат шарикоподшипники 3, размещенные в крышках / и 12.

Выпрямитель состоит из ребристого алюминиевого корпуса 15 с тремя запрессованными в него кремниевыми вентилями 16 (диодами с отрицательным потенциалом; и теплоотвода 14, изолированного от корпуса тонкой изоляционной прокладкой 20. В теплоотвод 14 запрессованы кремниевые вентили 13 (диоды с положительным потенциалом), выводы которых соединены попарно ( 227) с фазами генератора на панели 8, установленной в корпусе выпрямителя. Во избежание попадания пыли и грязи в выпрямитель щель между корпусом и крышкой 12 ( 226) уплотнена резиновым кольцом. Привод генератора от двигателя осуществлен с помощью шкива 18, к которому прикреплена крыльчатка 17 вентилятора, служащего для охлаждения генератора и выпрямителя.

Таким образом, по своему устройству генератор Г-305 является закрытой бесконтактной трехфазной электромашиной переменного тока с двусторонним электромагнитным возбуждением и кремниевым выпрямителем. Мощность генератора 400 Вт при номинальном напряжении 12 В.

Другие модели генераторов, применяемые на различных экскаваторах, имеют конструкцию, подобную генератору Г-305.

Аккумуляторные батареи устанавливают на экскаваторах для питания электрическим током стартера при пуске двигателя внутреннего сгорания и приборов электрооборудования при неработающем двигателе.

При неработающем генераторе или когда он работает, но его напряжение меньше напряжения батареи, электрическая цепь между генератором и аккумуляторной батареей должна быть разомкнута, так как иначе батарея разрядится через генератор. С этой целью предусмотрено реле обратного тока (РОТ) — автоматически действующее устройство для размыкания цепи в нужный момент.

Наибольшее применение на экскаваторах нашли свинцово-кислотные аккумуляторные батареи ( 228). Они .состоят из шести последовательно соединенных элементов, установленных в баке 7. Бак 7 разделен перегородками на отдельные камеры-аккумуляторы. Каждая камера закрыта сверху крышкой 2. В камере помещен набор положительных 8 и отрицательных 9 пластин.

Бак изготовлен из пластмассы (асфальтового пека) или эбонита. В камеры бака запрессовывают тонкостенные кислотостойкие вставки из пластмассы, предохраняющей баки от разъедания кислотой, что значительно увеличивает срок их службы. В каждой камере помещают по нескольку положительных и отрицательных пластин специальной конструкции, собранных поочередно. Вследствие этого увеличивается общая рабочая поверхность пластин и аккумулятор может запасать больше электроэнергии. Основой каждой пластины является решетка, отлитая из чистого свинца с небольшой примесью сурьмы для увеличения механической прочности. В решетку впрессовывают активную массу (шлам), которую приготовляют из порошкообразного свинца или его окислов — свинцового сурика и свинцового глета, замешанных на крепкой серной кислоте.

После изготовления и сборки пластины формуют, т. е. подвергают многократным процессам зарядки и разрядки. Все одноименные пластины соединяют в полублок общей свинцовой перемычкой — бареткой с выводным штырем. В каждую камеру помещают блок, собранный из двух полублоков положительных и отрицательных пластин с поочередным их расположением. Отрицательных пластин помещают в блок на одн/ больше, чем положительных. Поэтому положительные пластины закрыты с обеих сторон отрицательными и работают всей своей поверхностью, вследствие чего устраняется возможность их коробления при большом разрядном токе.

Во избежание непосредственного прикосновения одной пластины к другой или замыкания их выпадающей активной массой между ними располагают изоляционные пористые.

прокладки-сепараторы 11, свободно пропускающие электролит. Применяют сепараторы нескольких типов: из древесины или комбинированные (из древесины и хлорвинила или из древесины w стекловолокна), из микропористого эбонита (мипора), микропористой пластмассы (мипласта) или комбинированного с ними хлорвинила либо стекловолокна. Пластины с сепараторами в отдельных камерах опираются снизу на ребра 10 днища бака, что предохраняет от замыкания их нижние части выпадающей активной массой. В каждом элементе над пластинами расположены предохранительные пластмассовые щитки 12, защищающие кромки сепараторов и пластин от механических повреждений. Сверху камера плотно закрыта крышкой. Края бака в местах соединения с крышкой залиты кислотоупорной мастикой. На поверхность крышки выведены отрицательный 1 и положительный 5 штыри блоков пластин. Штыри уплотнены в крышке кольцами б или имеющимися на них ребрами.

У соседних элементов штыри соединяют свинцовыми междуэлементными перемычками. К крайним штырям батарей — положительному 5 и отрицательному 1, снабженным конусными наконечниками, присоединяют с помощью зажимов (клемм) провода от внешней сети. В крышке каждого элемента имеется заливочное отверстие, закрытое пробкой 3 с вентиляционным отверстием, через которое из камеры выходят газы. У некоторых аккумуляторов отверстия для заливки электролита закрывают глухими пробками на прокладках, а для выходе газов в крышке делают отдельное вентиляционное отверстие. У новых батарей под пробками поставлены герметизирующие диски, которые перед установкой на машину удаляют.

Новые аккумуляторные батареи выпускают, как правило, в сухом виде без электролита незаряженными. Поэтому новую батарею предварительно заполняют электролитом и заряжают. Напряжение, создаваемое одним элементом, независимо от количества пластин в нем и их размера в исправном и заряженном состоянии в среднем равно 2 В. При полной разрядке напряжение одного элемента уменьшается до 1,7 В.

При последовательном соединении элементов аккумулятора напряжение на крайних клеммах (штырях) 5 и 1 батареи увеличивается пропорционально числу элементов, а емкость всей батареи остается равной емкости одного элемента.

На экскаваторах обычно применяют 12-вольтовые аккумуляторные батареи сравнительно небольшой или повышенной емкости. Батарею помещают в ящик, закрытый крышкой и закрепленный на резиновых подкладках.

При однопроводной системе проводки одну клемму батареи (минусовую) замыкают на массу, а другую (плюсовую) соединяют с сетью.

Аккумуляторные батареи имеют определенную маркировку. Например, 6-СТ-42ЭМЗ: первая цифра обозначает число элементов в батарее, а следовательно, и общее напряжение, считая, что каждый элемент батареи имеет напряжение, равное 2 В; 42 — номинальная емкость батареи в ампер-часах; СТ — батарея стартерного типа; Э—эбонит, материал бака1; М — (мипор или мипласт) материал сепараторов2 ; 3 — батарея сухая заряженная.