Помощник автолюбителю по ремонту и эксплуатации автомобилей ВA3-2106

Помощник автолюбителю по ремонту и эксплуатации автомобилей ВA3-2106Помощник автолюбителю по ремонту и эксплуатации автомобилей ВA3-2106. Электрооборудование.

Электрооборудование автомобилей ВA3-2106.

Схема электрооборудования автомобиля представлена на рис. 1.

Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме — отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с “массой”, которая выполняет функцию второго провода.

На всех схемах данной главы (кроме рис. 1) цвет проводов обозначается буквами, причем первая буква — это цвет самого провода, а вторая — цвет полоски на проводе: Б — белый. Г — голубой, Ж — желтый, 3 — зеленый. К —коричневый, П — красный, О — оранжевый, Р — розовый. С — серый. Ф — фиолетовый, Ч — черный.

Так же приведены цветные схемы электро-оборудования автомобилей ВАЗ-2106. BA3-2103.

В 90-х годах в схеме были сделаны небольшие изменения. Так, теперь устанавливается один звуковой сигнал без реле его включения, не применяются фонари сигнализации открытых передних дверей и реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; автомобили укомплектовали задним противотуманным фонарем. На части автомобилей устанавливается система обогрева заднего стекла.

Большинство цепей включается выключателем зажигания. Всегда включены (независимо от положения ключа в выключателе зажигания) цепи питания звуковых сигналов, прикуривателя, стоп-сигнала, плафонов, штепсельной розетки для переносной лампы, цепь питания аварийной сигнализации и фонарей сигнализации открытых передних дверей.

Электрооборудование автомобиля защищено плавкими предохранителями (рис. 2), установленными в основном и дополнительном блоках предохранителей под панелью приборов с левой стороны от рулевой колонки. Цепь заряда аккумуляторной батареи, цепи зажигания и пуска двигателя, обмотки реле включения света фар и реле включения электродвигателя вентилятора не защищены предохранителями.

Предохранители 11, 12 и 13 (рис. 2), установленные в дополнительном блоке предохранителей, являются резервными. Прежде чем заменить перегоревший предохранитель, выясните причину его сгорания и устраните ее. При поисках неисправности рекомендуется просмотреть указанные в табл. 1 цепи, которые защищает данный предохранитель.

Не допускается устанавливать самодельные или какие-либо другие предохранители, не предусмотренные конструкцией автомобиля, т.к. это может привести к перегреву проводов и к пожару.

Рис. 1. Схема соединений узлов электрооборудования автомобиля ВАЗ-2106.

1 — подфарник и указатель поворота; 2 — наружная фара; 3 — внутренняя фара; 4 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения *; 5 — датчик включения электродвигателя вентилятора *;м 6 — звуковые сигналы; 7 — боковой указатель поворота; 8 — реле звукового сигнала; 9 — регулятор напряжения; 10 — свечи зажигания; 11 — генератор; 12 — реле электродвигателя отопителя; 13 — штепсельная розетка переносной лампы; 14 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 15 — датчик указателя давления масла; 16 — датчик контрольной лампы давления масла; 17 — электромагнитный клапан карбюратора; 18 — распределитель зажигания; 19 — реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи; 20 — электродвигатель омывателя ветрового стекла;м 21 — датчик уровня тормозной жидкости; 22 — катушка зажигания; 23 — подкапотная лампа; 24 — стартер; 25 — реле включения ближнего света фар; 26 — реле включения дальнего света фар; 27 — реле очистителя ветрового стекла; 28 — выключатель света заднего хода;м 29 — выключатель стоп-сигнала; 30 — электродвигатель очистителя ветрового стекла; 31 — аккумуляторная батарея; 32 — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 33 — выключатель плафонов, расположенный в стойке передней двери; 34 — дополнительный блок предохранителей; 35 — основной блок предохранителей; 36 — электродвигатель отопителя; 37 — реле обогрева заднего стекла *; 38 — выключатель фонарей сигнализации открытых передних дверей; 39 — выключатель плафонов, расположенный в стойке задней двери; 40 — фонарь сигнализации открытых передних дверей; 41 — выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 42 — резистор электродвигателя отопителя; 43 — плафон; 44 — переключатель ближнего—дальнего света; 45 — переключатель указателя поворота; 46 — выключатель звукового сигнала; 47 — выключатель омывателя ветрового стекла; 48 — переключатель очистителя ветрового текла; 49 — выключатель (регулятор) освещения приборов; 50 — выключатель (замок) зажигания; 51 — выключатель аварийной сигнализации; 52 — прикуриватель; 53 — выключатель наружного освещения; 54 — переключатель отопителя; 55 — выключатель обогрева заднего стекла *, 56 — выключатель заднего противотуманного фонаря; 57 —лампа освещения вещевого ящика; 58 -указатель уровня топлива; 59-лампа резерва топлива; 60 — лампа освещения приборов; 61 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 62 — указатель давления масла; 63 -контрольная лампа давления масла; 64 — тахометр; 65 — контрольная лампа стояночного тормоза; 66 — контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 67 — контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора; 68 — спидометр; 69 — контрольная лампа наружного освещения; 70 — контрольная лампа указателей поворота; 71 — контрольная лампа дальнего света фар; 72 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 73 — контрольная лампа уровня тормозной жидкости; 74 — реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 75 — датчик указателя уровня и резерва топлива; 76 — часы; 77 — задний указатель поворота; 78 — задний габаритный свет; 79 — фонарь заднего хода, 80 — фонарь стоп-сигнала; 81 — фонарь освещения номерного знака; 82 — противотуманный фонарь; 83 — элемент обогрева заднего стекла *; 84 — лампа освещения багажника. * Устанавливают на часть автомобилей.

Цепи ВA3-2106, защищаемые плавкими предохранителями.

Указатели поворота в режиме аварийной сигнализации.

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ.

Техническая характеристика Тип батареи— 6СТ-55П Номинальное напряжение, В—12 Номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда и температуре электролита 25 С в начале разряда, А.ч —55 Разрядная сила тока при 20-часовом режиме разряда, А—2,75 Разрядная сила тока при стартерном режиме и температуре электролита минус 18°С, А— 255.

Батарея (рис. 3) — свинцово-кислотная, состоит из шести последовательно соединенных элементов по 2 В, размешенных в отдельных отсеках корпуса. На автомобилях “Жигули” могут устанавливаться аккумуляторные батареи, изготовляемые разными заводами. Они могут отличаться по конструкции и внешнему виду, но основные элементы устройства и характеристики у них одинаковые.

Рис. 3. Аккумуляторная батарея: 1 — корпус; 2 — крышка; 3 — положительный вывод; 4 — межэлементное соединение; 5 — отрииателъгный вывод 6 — пробка; 7 — заливная горловина; 8 — сепаратор; 9 — положительная пластина; 10 — отрицательная пластина.

В каждом элементе батареи находится набор положительных и отрицательных пластин, разделенных микропористыми сепараторами из поливинилхлорида. Пластины одинаковой полярности собраны в полу-блоки и приварены к бареткам, которые служат для крепления пластин и вывода тока. Из полублоков образованы блоки с чередованием разноименных пластин. Чтобы лучше использовать активную массу положительных пластин, их размещают в блоке между отрицательными. Поэтому положительных пластин в блоке всегда на одну меньше. Элементы батареи соединены между собой свинцовыми мостиками.

Электролитом служит раствор серной кислоты в дистиллированной воде. При разряде батареи серная кислота взаимодействуете активной массой пластин и превращает ее в сульфат свинца; при этом количество кислоты в электролите уменьшается, а его плотность понижается.

При разряде батареи происходит обратный процесс. Сульфат свинца в активной массе положительных пластин превращается в перекись свинца, а у отрицательных пластин — в губчатый свинец. При этом в электролит выделяется серная кислота и его плотность увеличивается. Поэтому по плотности электролита можно судить о степени разряженности батареи.

Возможные неисправности аккумуляторной батареи, их причины и методы устранения.

РАЗРЯД БАТАРЕИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ.

1. Проскальзывание ремня привода генератора 2. Чрезмерное загрязнение поверхности батареи 3. Повреждение изоляции в системе электрооборудования (ток разряда более 1 мА при отключенных потребителях) 4. Подключение новых потребителей владельцем автомобиля сверх допустимых пределов 5. Неисправен генератор 6. Загрязнение электролита посторонними примесями 7. Короткое замыкание между пластинами 8. Уровень электролита ниже верхней кромки пластин.

1. Отрегулируйте натяжение ремня 2. Очистите поверхность батареи 3. Найдите место утечки тока и устраните повреждение 4. Отключите новые потребители электроэнергии 5. Проверьте генератор 6. Зарядите батарею, слейте электролит, промойте, залейте свежий электролит и снова зарядите батарею 7. Замените батарею 8. Восстановите нормальный уровень электролита.

ЭЛЕКТРОЛИТ НА ПОВЕРХНОСТИ БАТАРЕИ.

1. Повышенный уровень электролита, приводящий к его выплескиванию 2. Просачивание электролита через трещины в корпусе 3. Кипение электролита из-за очень высокого напряжения генератора 4. Кипение электролита и перегрев батареи из-за сульфатации пластин.

1. Установите нормальный уровень электролита 2. Замените батарею 3. Проверьте надежность соединения с “массой” корпуса регулятора напряжения и правильность присоединения к нему проводов; отрегулируйте или замените регулятор напряжения 4. Замените батарею.

ПРИВЕДЕНИЕ СУХОЗАРЯЖЕННОЙ БАТАРЕИ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ.

На автомобилях, выходящих с завода, установлены аккумуляторные батареи, залитые электролитом и заряженные. В запасные части батареи могут поступать без электролита, сухозаряженные. Для приведения такой батареи в рабочее состояние необходимо удалить имеющиеся технологические пробки или герметизирующую ленту. Затем залить в батарею электролит с температурой от 15 до 25°С.

Плотность заливаемого электролита (приведенная к 25°С) должна быть 1,27—1,29 г/см3 для районов с умеренным климатом и 1,22—1.24 г/см3 для тропиков. Выдержите батарею 20 мин, чтобы пластины и сепараторы пропитались электролитом. Затем проверьте напряжение батареи без нагрузки.

Если напряжение батареи не менее 12.5 В, то она готова для работы. При напряжении меньше 12,5 В, но больше 10,5 В, батарея должна быть подзаряжена до напряжения, указанного заводом-изготовителем. При напряжении меньшем или равном 10,5 В аккумуляторная батарея бракуется.

В результате пропитки сепараторов и пластин уровень электролита в батарее неизбежно понизится. Поэтому, прежде чем устанавливать батарею на автомобиль, необходимо довести уровень до нормы, доливая электролит той же плотности, что и в начале заливки.

Заряжать батарею после заливки электролита следует обязательно, если.

— первоначальная эксплуатация батареи будет происходить в тяжелых условиях: в холодную погоду, с частыми пусками двигателя и т.д.

— батарея хранилась более 6 месяцев с даты выпуска.

ПРОВЕРКА УРОВНЯ ЭЛЕКТРОЛИТА.

Уровень электролита должен быть на 5—10 мм выше верхней кромки сепараторов и не подниматься выше нижнего края заливной горловины 7 (см. 7-3). При эксплуатации батареи уровень электролита постепенно понижается, так как испаряется вода, входящая в его состав. Для восстановления уровня электролита доливайте только дистиллированную воду.

Если точно установлено, что причиной низкого уровня является выплескивание электролита, то доливайте электролит той же плотности что и оставшийся в элементе батареи. Если уровень выше нормы, то отсосите электролит резиновой грушей с эбонитовым наконечником.

ПРОВЕРКА СТЕПЕНИ ЗАРЯЖЕННОСТИ БАТАРЕИ.

При отказе батареи в эксплуатации. а также при ее обслуживании необходимо проверять разряженность аккумуляторной батареи аккумуляторным ареометром. Одновременно необходимо замерять и температуру электролита, чтобы учесть температурную поправку к показаниям ареометра, указанную в таблице.

Температурная поправка к показаниям ареометра при измерении плотности электролита.

Температура электролита, С.

от -40 до -26 от -25 до -11 от -1.0 до +4 от +5 до + 19 от +20 до +30 от +31 до +45.

При температуре электролита выше 30°С величина поправки прибавляется к фактическому показаниям ареометра. Если температура электролита ниже 20°С, то величина поправки соответственно вычитается. Kогда температура электролита в пределах 20—30°С, поправка на температуры не вводится.

После определения плотности электролита в каждом элементе батареи устанавливается степень ее разряженности по табл. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, снимите с автомобиля и подзарядите.

Во время измерения плотности следите за тем чтобы на поверхность батареи, кузов и другие детали с пипетки не падали капли электролита, содержащие серную кислоту, которая вызывает коррозию, утечки тока и т.д.

Чтобы не получить неправильные результаты не замеряйте плотность электролита.

— если его уровень не соответствует норме.

— если электролит слишком горячий или холодный: оптимальная температура при измерении плотности 15—27°С.

— после доливки дистиллированной воды. Следует выждать, пока электролит перемешается; если батарея заряжена. то для этого может потребоваться даже несколько часов.

— после нескольких включений стартера. Надо подождать, пока пузырьки в электролите, набранном в пипетку ареометра, поднимутся на поверхность.

Если плотность электролита слишком низкая (менее 1,22 г/см2) и одновременно наблюдается сильный нагрев батареи в эксплуатации (более чем на 10°С выше температуры окружающей среды) или плотность электролита в различных элементах батареи отличается более чем на 0,2 г/см2 то в этих случаях подзарядите батарею током 2—3 А в течение 24 часов. Если после подзарядки напряжете батареи будет меньше 12 В, то она непригодна к эксплуатации.Если при измерении плотности электролита обнаружится, что она чрезмерно высокая (1,30 г/см3 и выше), то доведите ее до нормы, как указано ниже.

Климатический район (средняя месячная температура воздуха в январе, °С.

Полностью заряженная батарея.

ЗАРЯДКА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ.

Снятую с автомобиля батарею аккуратно очистите, особенно ее верхнюю часть, проверьте уровень электролита и при необходимости доведите его до нормы.

Батарея заряжается силой тока 5,5 А при вывернутых пробках. Зарядка проводится до начала обильного газовыделения и достижения постоянства напряжения и плотности электролита в течение 3 часов. Плотность электролита заряженной батареи при 25°С должна соответствовать данным таблицы для каждого климатического района.

При заряде батареи необходимо периодически проверять температуру электролита и не допускать ее повышения свыше 40°С. Если температура достигнет 40°С, то следует уменьшить наполовину зарядный ток или прервать зарядку и охладить батарею до 27°С. Зарядка прекращается, когда начнется обильное выделение газа во всех элементах батареи, а напряжение и плотность электролита в течение последних трех замеров (производимых через 1 час) будут оставаться постоянными.

Если в конце зарядки плотность электролита (определенная с учетом температурной поправки) отличается от указанной, то откорректируйте ее. При повышенной плотности отберите часть электролита и долейте дистиллированной воды. Если плотность электролита ниже нормы, то, отобрав его из элемента долейте электролит повышенной плотности (1,40 г/см3.

После корректировки плотности электролита продолжите зарядку батареи еще в течение 30 мин для перемешивания электролита. Затем отключите батарею и через 30 мин замерьте его уровень во всех элементах. Если уровень электролита окажется ниже нормы, то долейте электролит с плотностью, соответствующей данному климатическому району. Если уровень электролита выше нормы — отберите его избыток резиновой грушей.

ГЕНЕРАТОР ВA3-2106.

Рис. 4. Генератор Г- 221.

1 — крышка со стороны контактных колец; 2 — радиатор с положительными вентиля 3 — отрицательный вентиль; 4 — винт крепления радиатора и выводов обмотки статоv 5 — контактное кольцо; 6 — задний шарикоподшипник; 7 — вал ротора; 8 — контактный болт (вывод 30 ); 9 — штекер нулевого провода; v10 — щеткодержатель; 11, 12 — щетки; 13 — шкив с вентилятором 14 — полюсный наконечник ротора со стороны привода, 15 — втулка; 16 — передний шарикоподшипник; 17 — крышка со стороны привода; 18 — обмотка возбуждения ротора; 19 — статор; 20 — обмотка статора; 21 — задний полюсный наконечник ротора; 22 — поджимная втулка; 23 — буферная втулка.

Номинальное напряжение, В —12.

Направление вращения —правое (со стороны привода) Максимальная сила тока отдачи при 14 В и частоте вращения ротора 5000 мин-1, А—42.

Максимальная частота вращения ротора, мин-1 —13000.

Передаточное отношение двигатель-генератор— 1. 2,04.

Генератор Г-221 — переменного тока с выпрямителем на шести кремниевых вентилях (диодах). Он установлен на двигателе с правой стороны и крепится шпилькой 12 (рис. 4) к натяжной планке, а нижними лапами крышек — к кронштейну на блоке цилиндров.

Основные части генератора — это ротор, статор 19 и крышки 1 и 17. На роторе находится обмотка возбуждения 18. концы которой выведены к двум контактным кольцам 5. Подшипники ротора — закрытого типа и заполнены смазкой, достаточной на весь срок службы генератора. Наружная обойма подшипника 16 запрессована в крышку и закреплена между двумя стальными шайбами, стянутыми винтами, концы которых раскернены. У подшипника 6 внутренняя обойма напрессована на вал ротора, а наружная — поджимается в гнезде крышки резиновым кольцом.

Сердечник статора 19 набран из пластин электротехнической стали. В пазах сердечника находится трехфазная обмотка, соединенная в “звезду” с выводом нулевой точки. Это вывод маркировки не имеет и служит для подключения реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи. Основные три вывода обмотки статора подключены к выпрямителю на шести кремниевых вентилях (диодах.

До 1977 г. отрицательные вентили 3 выпрямителя были запрессованы в крышку 1, а положительные находились в радиаторе 2. С 1977 г. на генераторах устанавливается выпрямительный блок, состоящий из двух пластин с запрессованными в них вентилями. В случае выхода вентилей из строя блок заменяется новым.

Схема соединений генератора показана на рис. 5.

Рис. 5. Схема соединений системы генератора: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — генератор; 3 —регулятор напряжения 4 — выключатель зажигания; 5 — блок предохранителей: 6 — контрольная лампа заряда; 7 — реле контрольной лампы заряда.

Возможные неисправности генератора ВA3-2106, их причины и методы устранения.

Запорный стержень противоугонного устройства должен двигаться, если ключ установить в положение III (“стоянка”) и вынуть из замка. Запорный стержень должен утапливаться после поворота ключа из положения III в положение 0 (“выключено”). Ключ должен выниматься из замка только в положении III.

При установке контактной части в корпус выключателя ее надо располагать так, чтобы штекеры “15” и “30 находились со стороны запорного стержня 1 (рис. 26), при этом широкий выступ 2 контактной части войдет в широкий паз корпуса выключателя зажигания.

ПРОВЕРКА ЭЛЕМЕНТОВ ДЛЯ ПОДАВЛЕНИЯ РАДИОПОМЕХ.

К элементам для подавления радиопомех относятся провода высокого напряжения с распределенным сопротивлением (2000±200) Ом/м и помехо-подавительный резистор в роторе распределителя зажигания сопротивлением 5000—6000 Ом. Работоспособность этих элементов проверяется омметром.

ОСВЕЩЕНИЕ И СВЕТОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ ВA3-2106.

Схема включения наружного освещения показана на рис. 27. Габаритный свет в передних и задних фонарях включается выключателем 10 наружного освещения. При этом также загораются лампы фонарей 14 освещения номерного знака, лампа 12 освещения багажника, а также контрольная лампа габаритного света в спидометре 11.

Схема включения фар показана на рис. 28. Ближний и дальний свет фар включается подрулевым переключателем 5 света фар, если нажата клавиша переключателя 8 наружного освещения. Рис. 27. Схема включения наружного освещения.

1 — передние фонари с лампами габаритного света; 2 — аккумуляторная батарея; 3 — генератор; 4 — подкапотная лампа; 5 — блок предохранителей; 6 — выключатель стоп-сигнала; 7— штепсельная розетка для переносной лампы; 8 — выключатель света заднего хода; 9 — выключатель зажигания; 10 — выключатель наружного освещения; 11 — спидометр с контрольной лампой габаритного света; 12 — лампа освещения багажника; 13 — задние фонари с лампами габаритного света, стоп-сигнала и света заднего хода; 14 — фонари освещения номерного знака.

Рис. 28. Схема включения фар.

1 — фары 2 — блок предохранителей; 3 — спидометр с контрольной лампой дальнего света фар;v 4 — репе включения ближнего света фар, 5 — переключатель света фар; 6 — реле включения дальнего света фар; 7 — генератор; 8 — выключатель наружного освещения; 9 — аккумуляторная батарея; 10 — выключатель зажигания.

Независимо от положения клавиши переключателя 8 можно кратковременно включать дальний свет фар, оттягивая на себя рычаг переключателя 5 света фар, т.е. осуществлять световую сигнализацию. Это обеспечивается тем, что напряжение на контакт световой сигнализации переключателя 5 подается непосредственно от выключателя зажигания, минуя переключатель наружного освещения.

На автомобилях ВАЗ-2106 устанавливается по четыре фары: две наружные. типа ФГ-145 и две внутренние — ФГ-146.

Наружные фары имеют дальний и ближний свет, а внутренние работают только при включении дальнего света. Рефлектор фары вместе с рассеивателем и двухнитевой лампой образуют так называемый оптический элемент. Он закреплен в корпусе фары с помощью двух винтов и пружины. Вращением этих винтов (1. 2. 5 и 6 на рис. 29) можно изменять положение оптического элемента, т.е. регулировать направление светового пучка фары.

Рис. 29. Фары (ободки сняты): 1 — винт регулировки пучка света наружной фары в вертикальном направлении; 2 — винт регулировки пучка света наружной фары в горизонтальном направлении; 3 — ободок наружной фары: 4 — винт крепления ободка внутренней фары: 5 — винт регулировки пучка света внутренней фары в горизонтальном положении; 6 — винт регулировки пучка света внутренней фары в вертикальном положении; 7 — ободок внутренней фары.

Часть автомобилей выпускается с галогенными фарами. Схему включения указателей поворота и аварийной сигнализации см. на рис. 33. Указатели поворота правого и левого борта включаются переключателем 9. установленным на рулевой колонке. В режиме аварийной сигнализации выключателем 8 аварийной сигнализации включаются все указатели поворота. Мигание ламп обеспечивается реле-прерывателем 10.

Возможные неисправности освещения и световой сигнализации, их причины и методы устранения.

1. Поломаны зубья шестерни моторедуктора ; 2. Слабое крепление кривошипа на оси шестерни моторедуктора.

1. Замените шестерню 2. Проверьте, затяните гайку крепления кривошипа, установив его в конечном положении.

РАЗБОРКА, СБОРКА И ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МОТОРЕДУКТОРА ОЧИСТИТЕЛЯ Моторедуктор (рис. 36) состоит из червячного редуктора и электродвигателя постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Для разборки моторедуктора отверните винты крепления крышки 1 редуктора и снимите ее вместе с панелью 2. Затем отверните винты крепления крышки 16 к корпусу 7 электродвигателя и разъедините их. Выньте якорь 8 электродвигателя.

Чтобы снять шестерню 3 редуктора, отверните гайку крепления кривошипа 9. снимите стопорное кольцо с оси и выньте из корпуса ось с шестерней и шайбами. После разборки продуйте внутренние полости электродвигателя сжатым воздухом для удаления отложений угольной пыли и проверьте состояние щеток и коллектора.

Щетки должны свободно, без заеданий перемешаться в щеткодержателях. а пружины должны быть целыми и иметь достаточную упругость. Коллектор зачистите мелкозернистой шлифовальной шкуркой, а затем протрите чистой тряпкой, слегка смазанной техническим вазелином. Если коллектор сильно обгорел или изношен, то моторедуктор лучше заменить новым.

Проверьте, нет ли следов заедания на шейках вала якоря. При необходимости зачистите их мелкозернистой шлифовальной шкуркой. При сборке отводите щетки от коллектора, чтобы не поломать их и не повредить их кромок, а якорь в корпус вставляйте с особой осторожностью. избегая ударов якоря о полюса, чтобы не разбить их.

Техническая характеристика моторедуктора.

Максимальный эффективный момент на валу моторедуктора*, Н.м (кгс.м) —1.96(0,2.

Потребляемая сила тока* при моменте 0,98 Н.м (0,1 кгс.м), А, не более.—2,8.

Частота вращения вала моторедуктора* при моменте 0,98 Н.м (0,1 кгс.м), мин-1,не менее—50.

Пусковой момент на валу моторедуктора*, Н.м (кгс.м), не менее —12 (1,2.

*При напряжении 14 В и температуре (25±10)°С.

После сборки, для центровки подшипников, постучите деревянным молотком по корпусу моторедуктора, а затем проверьте его на стенде.

РЕЛЕ ОЧИСТИТЕЛЯ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА.

Реле типа РС-514 служит дня получения прерывистой работы очистителя. Оно устанавливается под панелью приборов елевой стороны и крепится к кузову двумя винтами. В начальный момент включения очистителя на прерывистую работу (пока еще не нагрелась биметаллическая пластинка прерывателя) шеткп могут сделать до 4 непрерывных двойных ходов.

Техническая характеристика реле.

Число включений в минуту при напряжении 10-14 В и температуре от-20 до + 50°С—9—17.

Сопротивление обмотки реле, Ом—66±2.

Сопротивление обмотки прерывателя. Ом — 23 ±1.

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ОТОПИТЕЛЯ ВA3-2106.

Возможные неисправности электродвигателя отопителя,их причины и методы устранения.

Часы типа АЧЖ-1 с бесконтактным магнитоэлектрическим приводом баланса работают независимо от положения ключа в выключателе зажигания. Максимальная погрешность показаний часов за 96 ч при напряжении 13 В и температуре 20°С составляет 4 мин, а при температуре от — 18°С до 55°С равна 8 мин.

Часы крепятся с помощью пластмассового кольца, надетого на корпус часов и плотно входящего в гнездо. При включении освещения приборов циферблат часов освещается лампой. Для замены перегоревшей лампы необходимо сначала вынуть часы из гнезда, а затем патрон с лампой из ламподержателя на корпусе часов.

ПРОВЕРКА ДАТЧИКОВ КОНТРОЛЬНЫХ ПРИБОРОВ.

ДАТЧИК УКАЗАТЕЛЯ УРОВНЯ ТОПЛИВА.

Тип датчика БМ-150. Он устанавливается в топливном баке и крепится к нему винтами. Датчик имеет переменный резистор из нихромовой проволоки. Подвижный контакт резистора управляется рычагом с поплавком. На коротком конце этого рычага находится также подвижный контакт, включающий контрольную лампу резерва топлива, если в баке осталось 4—6.5 л бензина.

При пустом баке сопротивление датчика должно быть 315—345 Ом, с баком, наполненным наполовину, — 108—128 Ом. а при полном баке — меньше или равно 7 Ом.

ДАТЧИК УКАЗАТЕЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ.

Тип датчика ТМ-106. Он заворачивается в головку цилиндров с левой стороны двигателя. В датчике установлен терморезистор, изменяющий свое электрическое сопротивление в зависимости от температуры охлаждающей жидкости.

Данные для проверки датчика приведены в табл.

Данные для проверки датчика указателя температуры охлаждающей жидкости.