Техника безопасности при обслуживании электрооборудования

Техника безопасности при обслуживании электрооборудованияТехника безопасности при обслуживании электрооборудования.

Техника безопасности при обслуживании электрооборудования.

При эксплуатации электрооборудования возможны случаи травматизма личного состава от воздействия электрического тока. Анализ травматизма на кораблях и судах показывает, что большая часть несчастных случаев происходит по следующим причинам.

несоблюдение правил техники безопасности.

отсутствие должного контроля за проводимыми работами с электрооборудованием.

несоблюдение технологической дисциплины.

несвоевременное устранение возникших неисправностей и повреждений оборудования.

формальное проведение инструктажа по безопасным приемам работы.

Электрический ток, воздействующий на человека, вызывает раздражение чувствительных окончаний нервов (рецепторов). Сигналы о раздражении током, передаваемые в центральную нервную систему, вызывают в ней соответствующую реакцию. Динамическое соотношение раздражающего действия тока и реакции организма на него определяет конечный результат воздействия.

Электрический ток, воздействуя на человека, вызывает реакции не только в месте проникновения тока, но и в любой точке тела, лежащей на его пути. В этом кроется причина опасности поражения электрическим током при больших путях его прохождения по организму человека.

Величина тока, при которой человек начинает ощущать его воздействие, называется пороговым ощутимым током. Ветчина его составляет.

при переменном токе с частотой 50 Гц в пределах 0,6—1,5 мА.

при постоянном токе в пределах 5—7 мА.

Пороговый ощутимый ток не является опасным, но при длительном воздействии на человека оказывает вредное влияние на его организм.

Смертельным пределом тока (постоянного и переменного) считается 100 мА. Однако смертельный исход из-за рефлекторного характера воздействия может вызвать и меньшая величина тока. При определенном состоянии организма неожиданность раздражения, вызываемая неопасным током, и возникающее при этом в сознании пострадавшего представление о большой опасности может явиться причиной для развития бурных процессов в нервной системе и привести к тяжёлому поражению и даже смертельному исходу.

Безопасным током принято считать ток 50 мкА при 50 Гц и 10 мкА при постоянном токе.

Электрический ток, воздействуя на человека, приводит в основном к электрической травме или к электрическому удару.

Электрические травмы. Характерные виды электрических травм электрические ожоги, электрические знаки, металлизация кожи, механические повреждения и наружное воспаление оболочек глаз.

Электрический удар не что иное, как возбуждение живых тканей человека, вызванное протекающим через него электрическим током и сопровождающееся непроизвольными судорожными сокращениями мышц. Степень воздействия на организм этих явлений может быть различной: от шокового состояния до смертельного исхода.

Общие требования по безопасной эксплуатации электрооборудования.

Безопасность эксплуатации электрооборудования обеспечивается самой конструкцией его (ограждения, блокировки, сигнализация, заземление и т. д.), а также мероприятиями организационного и технического характера, выполняемыми личным составом в процессе обслуживания электрооборудования (приемы безопасной работы, различные защитные средства и т. д.

Изучение устройства электрооборудования и правил его эксплуатации должно быть основой подготовки личного состава. При осмотре и обслуживании электрооборудования следует проверить, нет ли неисправностей, создающих опасность поражения личного состава электрическим током.

Места, где возможно прикосновение к токоведущим частям, должны быть ограждены и снабжены плакатами «Не трогать! Жизнеопасно.

Защитные ограждения токоведущих частей электрооборудования должны соответствовать своему назначению и иметь достаточную механическую прочность. Все соединения выводных концов электрических машин и подключения кабелей должны быть постоянно ограждены специальными кожухами, исключающими возможность прикосновения к токоведущим частям.

Металлические части электрооборудования, которые не находятся под напряжением, но могут оказаться под ним при повреждении изоляции, должны быть надежно заземлены. Особое внимание необходимо обращать на состояние заземления электрооборудования, установленного на амортизаторах.

Для облегчения обслуживания и возможности быстрого и безошибочного ориентирования кабели и провода электрических трасс должны иметь четкую маркировку. Освещение щитов, пультов и контрольно-измерительных приборов должно быть равномерным и не вызывать слепящего действия.

^ При осмотрах и обслуживании электрооборудования запрещается.

загромождать проходы вблизи электрооборудования.

включать электрооборудование при неисправностях, а также при его R изол ниже допустимых норм.

использовать контрольные лампы в цепях с напряжением выше 220 В.

производить измерения токоизмерительными клещами на шинах распределительных устройств.

использовать электрооборудование с превышением мощности и времени перегрузки, указанных в формулярах и инструкциях.

подавать питание для переносного электрооборудования от контактных соединений и частей электрооборудования, не предназначенных для этих целей (ножей рубильников, губок предохранителей и т. п.

подвешивать, а также держать переносные светильники и инструмент за провод.

применять автотрансформаторы и сопротивления для понижения напряжения при питании переносного электрооборудования.

пользоваться неисправным инструментом и приспособлениями.

заменять приборы (амперметры и т. п.), требующие разрыва первичной цепи без снятия напряжения.

использовать для промывки электрооборудования растворители и моющие средства, не предусмотренные нормами снабжения кораблей.

самостоятельно изменять заводские электрические схемы и установки регулировочных устройств.

Все работы по осмотру и ремонту электрооборудования в обычных условиях должны проводиться при снятом напряжении. Работы под напряжением допускаются только в аварийных случаях с обязательным соблюдением мероприятий, обеспечивающих безопасность их выполнения.

Проводить работы на не отключенном электрооборудовании, установленном в сырых, взрыво- и пожароопасных помещениях, запрещается.

Пуск машин с неисправной пускозащитной аппаратурой запрещается.

При обслуживании работающих электрических машин запрещается.

снимать кожухи, ограждения.

заменять щетки.

пересоединять обмотки.

протирать коллекторы и другие части электроустановки, находящиеся под напряжением, бензином и другими легковоспламеняющимися жидкостями.

проводить в помещении, где работают машины, какие-либо работы, вызывающие пылеобразование, разбрызгивание жидкости и разбрасывание (отлетание) металлических частиц.

Запрещается входить за главные распределительные щиты и щиты управления лицам, не допущенным к их обслуживанию.

Все виды защиты должны быть исправны и при действии электрооборудования включены. Запрещается производить принудительное заклинивание и отключение устройств защиты.

Совместное хранение, а также совместные зарядки щелочных и кислотных аккумуляторов запрещаются.

При обслуживании кабелей и сетей освещения запрещается.

хранить на кабельных трассах посторонние предметы.

использовать светильники без колпаков и сеток.

сращивать кабели, проложенные в трубах.

Меры безопасности при осмотре и ремонте электрооборудования при снятом напряжении.

Перед работой с электрооборудованием при снятом напряжении необходимо.

снять напряжение с токоведущих частей ремонтируемого электрооборудования, а также с тех неремонтируемых токоведущих частей, которые могут быть доступны случайному прикосновению во время работы.

принять меры против ошибочного включения или само включения напряжения; на органах управления, которыми произведено отключение напряжения, вывесить запрещающие плакаты «Не включать! Работают люди!»; для исключения возможности проворачивания электроприводов насосов, вентиляторов от приводного механизма закрыть соответствующие клапаны или клинкеты и вывесить плакаты «Не трогать! Работают люди.

проверить указателем напряжения, нет ли напряжения на ремонтируемом электрооборудовании, предварительно убедившись в его исправности путем подключения к токоведущим частям, заведомо находящимся под напряжением; нет ли напряжения на отключенных участках цепи, что следует проверять между всеми фазами и между каждой фазой и корпусом; делать заключение об отсутствии напряжения по стационарным приборам нельзя; эти приборы должны служить лишь вспомогательным средством проверки отсутствия напряжения.

при наличии конденсаторов в цепях снять с токоведущих частей остаточный заряд неоднократным замыканием на заземленный корпус электрооборудования изолированной перемычкой.

поставить временное ограждение для предохранения, работающего от случайного прикосновения к токоведущим частям, находящимся под напряжением.

предупредить дежурную (вахтенную) службу об отключениях и проводимых работах с электрооборудованием и сделать соответствующую запись в суточный и вахтенный журналы.

После снятия электрооборудования оставшиеся выводные концы кабелей должны быть тщательно изолированы и предохранены от повреждения.

Использование переносного заземления является самой надежной мерой защиты при случайной подаче напряжения. На рукоятках аппаратуры, которой может быть подано напряжение, должны вывешиваться плакаты «Заземлено». Временное переносное заземление должно быть сначала присоединено к корпусу, а затем к токоведущей части. Снятие переносного заземления должно производиться в обратном порядке.

^ Меры безопасности при осмотре и ремонте электрооборудования, находящегося под напряжением.

При осмотре и ремонте электрооборудования без снятия напряжения необходимо соблюдать следующие требования.

работы поручать только опытному личному составу под непосредственным наблюдением командира электротехнической группы.

работающие должны быть в головных уборах, в комбинезонах с рукавами, застегнутыми у кистей, в диэлектрических галошах или стоять на диэлектрическом коврике.

работу должны проводить два человека, из которых один выполняет работу, а другой контролирует соблюдение электробезопасности.

при работе на токоведущих частях одной фазы (полюса) другие должны быть ограждены изоляционным материалом.

прикасаясь к токоведущим частям, не дотрагиваться в то же время до корпусных конструкций корабля, токоведущих частей других фаз, а также не брать инструмент от лиц, находящихся на неизолированной палубе.

использовать только специальный инструмент с изолированными ручками.

непосредственно выполняющий работу должен находиться так, чтобы токоведущие части были перед ним и только с одной боковой стороны.

работу выполнять осторожно, не допуская короткого замыкания инструментом или металлическими деталями.

Перед включением электрооборудования после ремонта или длительного отсутствия напряжения на нем необходимо убедиться, что на этом электрооборудовании не проводятся работы, и включение его не приведет к поражению личного состава электрическим током.