Рынок дорожно-строительной техники ожил

Рынок дорожно-строительной техники ожилРынок дорожно-строительной техники ожил.

В I квартале он вырос на 29% и такой же рост ожидается по итогам года, по оценке Ассоциации европейского бизнеса.

Продажи дорожно-строительной и спецтехники в России по итогам I квартала 2017 г. выросли на 29% до 1536 шт. по оценке Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ, «Ведомости» ознакомились с ее отчетом). На протяжении последних четырех лет рынок, напротив, сокращался. Спрос начал восстанавливаться в конце 2016 г. (по итогам года он упал на 7% примерно до 6000 шт.) и теперь это переросло в устойчивый тренд: продажи выросли в большинстве сегментов, констатирует АЕБ. Например, в сегменте гусеничных экскаваторов (самом емком) рост составил 20% (см. график), экскаваторов-погрузчиков – 57%, гусеничных тракторов – 23% и проч.

Основными причинами падения спроса в предыдущие годы был введенный в России утилизационный сбор на технику (от 450 000 до более чем 6 млн руб.), девальвация рубля, высокие процентные ставки по кредитам, общая ситуация в экономике и связанное с этим снижение объемов строительных работ, перечисляет председатель комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ Андрей Комов. Из-за упавшего спроса российский завод Hitachi Construction Machiner, например, несколько раз останавливал выпуск экскаваторов. «Но похоже, что в 2016 г. рынок достиг дна, а также адаптировался к введенному утилизационному сбору», – передал «Ведомостям» гендиректор Hitachi Construction Machinery Eurasia Сэндзаки Масафуми. Продажи комбайнов и тракторов в России поддерживает только государство.

Текущий рост связан с началом восстановления экономики России и отложенным спросом, отмечает Комов. В последние годы клиенты старались экономить, используя подержанную технику, что привело к ее вымыванию с рынка, объясняет он. Сейчас найти бывшую в употреблении строительную технику в хорошем состоянии проблематично, импортировать ее дорого, а покупать технику нужно – объемы строительства хоть и сократились, но остаются значительными, говорит Комов. А сотрудник одного из производителей добавляет, что импортеры из-за укрепления рубля стараются завезти в Россию как можно больше.

Прогноз АЕБ на 2017 г. – рост не ниже динамики I квартала. Комов допускает, что продажи при отсутствии внешних потрясений могут увеличиться вплоть до 50%, прежде всего из-за отложенного спроса. Но до возвращения на докризисные показатели еще далеко: для этого рынок должен вырасти примерно на 300% к уровню 2016 г. подсчитали в ассоциации.

Для стимулирования рынка российские власти запустили программу льготного лизинга строительно-дорожной, коммунальной техники и прицепов. Об этом в понедельник сообщил Минпромторг. Общая стоимость программы – 2,5 млрд руб. По расчетам Минпромторга, этой суммы хватит, чтобы простимулировать продажи более 5000 единиц техники. Программа поддержит рынок дорожно-строительной и спецтехники, но результат будет незначительным, считает Комов. Например, в сегменте экскаваторов под условия получения субсидий подпадает меньше 10% новой техники, продаваемой в России, говорит он.