Российские власти намерены дать новый импульс строительству

Российские власти намерены дать новый импульс строительствуРоссийские власти намерены дать новый импульс строительству.

Не секрет, что восстановление строительной отрасли из всех отраслей экономики идет наиболее слабыми темпами. По данным Росстата, возведение жилья в 2009 году сократилось по сравнению с 2008 годом на 6,7 проц, и это немало, учитывая, что в предкризисные годы отрасль переживала самый настоящий «бум». Восстанавливаться строительный сектор не торопится по данным того же Росстата, 80 проц компаний сектора не ожидают позитивных изменений в ближайшее время.

«Инвестиций и новых проектов катастрофически не хватает, поэтому темпы ввода нового жилья невысоки и значительно отстают от докризисных показателей, — комментирует эксперт департамента оценки «2К Аудит Деловые консультации» Петр Клюев. — На примере строительной отрасли хорошо видны и общие проблемы государственного управления в нашей стране. Однако строительную отрасль в ближайшее время ждут существенные изменения с точки зрения повышения защищенности покупателя и снижения административного регулирования.

Правительство РФ уже внесло изменения в Земельный и Градостроительный кодексы, исключив из них абсолютное большинство административных барьеров, но, по мнению самих властей, на практике этого оказалось недостаточно и еще необходимо добиться исполнения соответствующих законов на местах.

В настоящее время согласование новых строительных проектов в РФ затягивается на годы, хотя объективно для этого достаточно нескольких месяцев. За более чем 15 лет реформирования строительного рынка в федеральное законодательство было внесено значительное количество изменений, но практическое внедрение этого законодательства продвигается очень медленно, в результате чего до сих пор не создана среда, которая способствует формированию конкурентных и эффективных локальных рынков. Ключевой причиной такого положения вещей являются множественные административные барьеры.

Необоснованные административные барьеры, ограничивая конкуренцию и снижая эффективность инвестиционно-строительного сектора, приводят к значительным финансовым потерям для бизнеса, ухудшению делового климата. Согласно современным исследованиям, прохождение комплекса всех административных согласовательных процедур, связанных с реализацией одного строительного проекта в России может занимать 704 дня. Средний показатель для аналогичных проектов в Восточной Европе равен 264,2 дня, а для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития — 157 дней. При этом в России требуется пройти 54 процедуры, а в Восточной Европе и странах ОЭСР — 22,6 и 15,1 процедуры соответственно. Относительная стоимость этих процедур в РФ превосходит средние показатели Восточной Европы в 4 раза, а ОЭСР — в 40 раз.

В связи со сложившейся ситуацией, российский премьер Владимир Путин поручил прокурорам проверить соблюдение градостроительных законов в регионах. 15 марта 2010 года на совещании в правительстве он заявил, что из-за неповоротливости бюрократической машины согласование новых проектов затягивается на годы. «Складывается впечатление, что сегодня от строителей в первую очередь требуется умение «договариваться» с властями, а само строительство — дело уже второе. Зачем тогда, спрашивается, обращать внимание на качество, внедрять новые технологии, повышать эффективность работы, если все заранее решают теневые связи?», — заявил премьер.

По мнению властей также необходимо упростить требования к форме и составу градостроительных документов. Это позволит ускорить принятие актов, необходимых для начала строительства. Нужно реформировать систему экспертизы проектных документов при строительстве, ликвидировав искусственно созданную монополию в этой сфере и снизить тем самым издержки застройщиков. А за качество экспертизы ответственность должны нести сами эксперты.

«Правительством уже разработаны поправки в законопроект «О долевом строительстве», который сейчас находится на согласовании в Госдуме и в апреле будет вынесен на открытое обсуждение, — комментирует П.Клюев. — Данный законопроект в значительной мере поставит заслон «серым» продажам квартир в новостройках. Такие до сих пор активно используемые схемы как продажа квартир по предварительным договорам и векселям станут практически невозможны. Эти меры должны повысить защищенность дольщиков.

«Поправки, готовящиеся сейчас в Минрегионе, должны систематизировать процесс получения разрешений на строительство, продолжает эксперт. — Таким образом, для строительной отрасли в России создаются определенные принципы и стандарты функционирования вместо многочисленных согласований и разрешительных процедур, которые серьезно повышают коррупционное давление на отрасль.

Публикация информации о земельных участках в интернете, независимые экспертизы проектной документации и в целом переход на предоставление госуслуг в электронном виде должны способствовать повышению прозрачности в строительном бизнесе, убежден П.Клюев.

С аналитиком соглашаются и в компании «ВТБ-капитал». «На наш взгляд, реализация предлагаемых мер будет иметь в целом позитивное значение для сектора, учитывая, что данный рынок один из наиболее забюрократизированных, поскольку на получение всех необходимых разрешений уходит в лучшем случае 2 года, — отмечают экономисты. — Реализация строительного проекта может занимать от 9 месяцев до 2 лет. Такое положение дел создает крайне благодатную почву для коррупции.

«Сразу и кардинально принятие этих поправок ситуацию на строительном рынке не изменит, но в перспективе это должно стимулировать «разморозку» строительства жилья в регионах, снижение себестоимости строительства, а, в конечном счете, и цен для граждан, — резюмирует П.Клюев. — Оценить успешность данных мер можно будет в 2011-2012 годах.