Свой бизнес с нуля

Свой бизнес с нуляДикий камень — технология малого бизнеса.

На Западе искусственный облицовочный камень на основе цемента появился лет 40 назад. Кто-то там обратил внимание, что люди явно неравнодушны к стенам, сложенным из грубых почти необработанных каменных блоков, валунов и глыб. Мы восхищаемся обликом средневековых замков, античных храмов и дворцов, изящных каменных построек 17-19 веков и пытаемся придать своим современным жилищам ту же каменную несокрушимость и монументальность. Но применение натурального камня для этих целей сопряжено с целым рядом неудобств. Трудоемкость обработки природного камня, дефицитность облицовочного камня в некоторых регионах, слишком большой вес и ряд других проблем делают его применение дорогостоящим мероприятием, а иногда и просто невозможным.

И вот, кто-то додумался делать камень из облегчённого и специальным образом окрашенного декоративного бетона: относительно дёшево, быстро и эффективно. После укладки на стену такого плиточного камня возникает полное ощущение, что стена целиков сложена из натуральных булыжников, блоков или кирпича. Рецепт оказался не только прост, но и весьма популярен. Из США и Западной Европы мода перекинулась в Европу Восточную. А теперь и в России дикий камень прочно занял свою нишу на рынке современных отделочных материалов, став неотъемлемой частью стильных интерьеров и престижной наружной отделки. Покупатели высоко оценили потребительские качества материала — малый вес, разумную цену и удобство монтажа. Изначально это оказалась продукция одной из бесчисленных американских компаний, которую ныне выпускает ряд московских фирм. Используя относительно простую технологию и оснастку, они стали лидерами совсем ещё молодого и развивающегося российского рынка. Года три искусственный камень не выходил за пределы Садового кольца, завоёвывая авторитет среди уже искушённого московского потребителя.

А потом начался новый этап – камень заинтересовал потребителей в регионах России и странах СНГ. С этого момента, интерес к искусственному облицовочному камню возник и у представителей малого бизнеса.

Несколько лет развития региональных рынков не прошли впустую – появилось много новых производителей, а сам искусственный камень перестал быть экзотикой и известен каждому потенциальному покупателю. Но вместе с тем, уровень технологической подготовки региональных производственников крайне низок и качество продукции оставляет желать лучшего. Именно поэтому, некоторые московские компании даже заявляют о повышении цен на облицовочный камень. Иными словами, реальная ёмкость рынка ещё очень далека от потенциальной, конкуренция незначительна, а рентабельность на сегодняшний день 150 — 300 % в зависимости от продуктивности сбыта. И если учесть, что технология производства искусственного камня доступна для освоения, а производственный участок можно развернуть за две-три недели, то становится ясно — любой новый игрок на этом рынке, если он достаточно умел и активен, имеет все шансы оказаться в числе лидеров.

Технология производства искусственного облицовочного камня схожа во многом с процессом изготовления обыкновенной тротуарной плитки.

1. Одинаковый принцип производства – вибролитье декоративного бетона в специальные формы…только цех по производству декоративного камня занимает существенно меньше места вследствие меньшего объема перерабатываемого сырья и укороченного технологического цикла.

2. Обе технологии доступны для малого бизнеса …только рентабельность производства декоративного камня значительно выше. Такова конъюнктура рынка.

3. Оба типа продукции изготавливаются на основе цемента …только получаемые декоративные бетоны основательно различаются по составу и эксплуатационным характеристикам.

4. В обоих случаях применяется аналогичное оборудование — вибростолы и бетоносмесители…только оборудование для дикого камня ориентировано и настроено на работу с мелкозернистыми бетонами и повышенную точность дозировок.

Но есть и принципиальные отличия.

Например, в производстве тротуарной плитки и облицовочного камня применяют разные методики окраски. Тротуарная плитка подвергается в процессе эксплуатации большим механическим и химическим нагрузкам, поэтому окрашивается только в объеме и, чаще всего, в простой однотон (для экономии). В производстве декоративного камня применяются более «изощренные» способы окрашивания и колористические схемы.

Но самая главная «изюминка» в производстве искусственного облицовочного камня – это полиуретановые формы для литья! На этой проблеме «спотыкаются» практически все начинающие производители. Для тротуарной плитки используют пластиковые формы. Они дешевы и штампуются в огромных количествах. Другое дело – формы для камня. Здесь пластик просто не годится – он не в состоянии отразить сложную и тонкорельефную фактуру натурального камня с обилием обратных углов и поднутренностей. Формы для литья облицовочного камня изготавливаются на основе некоторых сортов полиуретановых резин. Только они обеспечивают такое идеально точное копирование поверхности натурального камня. Именно это ценится в камне искусственном, и именно это определяет его высокую стоимость — более 750руб. за 1кв.м. А ведь сырьевая стоимость такого «камня» не превышает 100р.

Эластомерные литьевые формы не дешевы, но все же доступны для малого бизнеса и достаточно быстро окупаются. Для снижения расходов на литьевые формы идут на разные ухищрения. Чаще всего применяют низкокачественные формы из неприспособленных к цементсодержащим смесям материалов (например, формопласты или виксинты)…. и получают серьезнейшие проблемы на производстве: формы быстро выходят из строя, накапливаются горы брака, затираются детали рельефа и нарушается геометрия плиток. В результате — не конкурентоспособная продукция с трудом продается по сниженным ценам. Какой в этом толк? Не лучше ли сразу организовать производство обыкновенной и недорогой тротуарной или цокольной плитки. Но это уже вам решать.