Пол Чарльз Морфи — шахматные чемпионы

Пол Чарльз Морфи - шахматные чемпионыПол Чарльз Морфи — шахматные чемпионы.

Пол Чарльз Морфи ( Paul Charles Morphy . 22.06.1837-10.07.1884) — американский шахматист; сильнейший в мире в середине 19 века. Образование: Луизианский университет.

Морфи родился в Новом Орлеане (штат Луизиана) в обеспеченной семье, имевшей хорошее положение в обществе. Его отец, Алонзо Майкл Морфи, был португальских, ирландских и испанских кровей. Мать, Луиза Ле Карпентье, происходила из известной французской семьи. Своему знакомству с шахматами Пол Морфи обязан домашней традиции собираться по воскресеньям для музицирования и игры в шахматы. В доме Алонзо Морфи в шахматы играли все мужчины: отец, старший брат Пола (Эдуард) и сам Пол. Любил шахматы и дед со стороны матери, а дядя считался одним из сильнейших шахматистов Нового Орлеана.

С детства Пол отличался удивительной памятью, поражая местных юристов доскональным знанием гражданского кодекса штата Луизиана. Кроме своего родного (французского) языка молодой человек свободно владел английским, испанским и немецким.

По словам его дяди, Энреста Морфи, никто специально не учил маленького Морфи правилам игры. Мальчик научился игре самостоятельно, наблюдая за взрослыми. Эрнест вспоминал, что однажды Пол в течение нескольких часов наблюдал за игрой дяди и отца, а после окончания партии сказал дяде, что тот мог бы выиграть эту партию, и в подтверждение своих слов восстановил на доске позицию и показал, как можно было бы выиграть. Взрослые были весьма удивлены, поскольку не подозревали, что мальчик знает хотя бы правила игры, не говоря уже о какой-либо шахматной стратегии. После этого случая, Пол Морфи стал регулярно играть в шахматы по воскресеньям, соревнуясь с местными и заезжими шахматистами.

В 10-летнем возрасте он уже считался одним из лучших игроков в Новом Орлеане. А в 12 лет выиграл партию у Э. Руссо — участника первого в истории США матча на первенство страны. Игру юного шахматиста отличали не только изобретательность и хороший рассчет – качества, присущие многим молодым талантам. Следует обратить внимание на последовательность, с которой Морфи осуществлял свои планы, стратегически гораздо более зрелые, чем планы мастеров – его современников.

Первый международный турнир в Лондоне вызвал большой интерес и попытки американских шахматистов организовать представительное национальное состязание. Право провести Первый американский шахматный конгресс оспаривали несколько городов: Филадельфия, Новый Орлеан, Чикаго, Вашингтон и Нью-Йорк; выбор пал на Нью-Йорк.

Конгресс состоялся осенью 1857 года и собрал лучших шахматистов США. Всего было 16 участников. В числе фаворитов называли Стэнли, Луи Паульсена и Теодора Лихтенгейна. Но вышло иначе: Первый американский шахматный конгресс положил начало выдающейся шахматной карьере Пола Морфи.

Легко победив всех соперников — Дж.Томпсона (+3-0=0), А.Мика (+3-0=0), Т.Лихтенгейна (+3-0=1) и в финале Л.Паульсена (+5-1=2), 20-летний Морфи стал лидером шахматистов США. Время на обдумывание ограничено не было. В финале Морфи играл быстро, а Паульсен подолгу размышлял над каждым ходом (вторая партия продолжалась 15 часов, где на долю Морфи пришлось 3 часа, а на долю Паульсена – 12.

Помимо конгресса Морфи сыграл в Нью-Йорке свыше 250 партий, в том числе более 150 – с форой (обычно пешка). Из 100 партий «на равных» он проиграл всего лишь 5; среди проигравших ему оказались ведущие шахматисты США Паульсен, Ч. Стэнли, Дж. Шультен и др. Сознавая свое превосходство, Морфи предложил пешку и ход вперед любому члену Нью-Йоркского шахматного клуба. Вызов принял Стэнли: при счете +0-4=1 (играли до 7 очков) Стэнли матч сдал. Ту же фору Морфи предложил любому шахматисту США.

В 1858 Морфи вызвал на матч Говарда Стаунтона (Howard Staunton), который, приняв вызов, уклонялся от состязания под разными предлогами. Попытки Морфи, приехавшего в Англию, организовать матч, потерпели неудачу. Авторитет Стаунтона, по мнению Морфи, был совершенно незаслуженным. Нет никаких сомнений в том, как закончился бы матч Стаунтона с Морфи, если бы он состоялся. И Стаунтон, которому было уже около 50 лет, отлично понимал это, поэтому и всячески уклонялся от матча.

Морфи удалось (вместе с Т.Бернсом) сыграть против Стаунтона и Дж.Оуэна лишь две консультационные партии (+2-0=0). Он также провел ряд матчей с ведущими английскими мастерами и добился убедительных побед: над Бернсом (+19-7=1), С.Боденом (+5-1=3), Г.Бердом (+10-1=1), Э.Леве (+6-0=0), Дж.Медли (+3-0, =0), Оуэном (+4-1=0), Левенталем (+9-3=2.

Таким образом, уже в 21 год Пол Чарльз Морфи стал общепризнанным величайшим мировым игроком.

Сенсационным для современников оказался сеанс одновременной игры Морфи вслепую в Бирмингеме (+6-1=1). В Париже Морфи выиграл матч у Даниэля Гарвица, провел сеанс вслепую (+6-0=2) и сыграл ряд легких партий с ведущими мастерами — П.Ш. Сент-Аманом, Ж.А. де Ривьером, Ж.Прети, П.Журну и др.

В декабре 1858 в Париж для встречи с Морфи прибыл Адольф Андерсен (Adolf Anderssen). Матч между ними, закончившийся уверенной победой Морфи (+7-2=2), фактически решил вопрос о сильнейшем шахматисте мира того времени. Немецкий мастер спокойно перенес удар. Он во всеуслышанье заявил, что молодой американец сильнее всех известных ему мастеров. В письме к Лаза в декабре 1859 года Андерсен писал: «Играющий с Морфи должен оставить всякую надежду поймать его в какую-либо самую тонкую ловушку. Пусть знает он, что Морфи видит все совершенно ясно и что об ошибочном ходе с его слороны не может быть и речи. Впечатление, которое произвел на меня Морфи, я лучше всего передам, если скажу, что он относится к шахматам с серьезностью и добросовестностью художника. Для него шахматная партия – это священный долг.

Первый русский мастер А.Д.Петров обратил внимание на то, «какою необыкновенною силою в умении вести и развертывать игру обладает Морфи. Рассмотрите внимательно партии его. БОльшая часть из них отличается основательностью, верностью в рассчете и необыкновенною дальновидностью в соображениях.

Последний матч в Париже Морфи сыграл с президентом Лондонского шахматного клуба О.Монгредиеном (+7-0=1.

В США Морфи ожидала восторженная встреча. Приемы, банкеты и приветствия шли бесконечным потоком. Морфи поздравляли выдающиеся деятели американской науки и культуры. Впервые победа за шахматной доской была оценена как событие национального масштаба.

Увы, матчи с Андерсеном и Монгредиеном оказались последними серьезными выступлениями Морфи. Объявив о своей готовности дать вперед пешку и ход любому шахматисту мира, Морфи отказался от серьезных выступлений: вызовы Паульсена и Колиша отклонил, ограничившись легкими партиями и игрой на фору. Посетив Париж в 1863, Морфи сыграл ряд легких партий с Монгредиеном и Ривьером (проанализировал с ним также ряд позиций для совместно задуманного дебютного руководства.

Впечатляющие победы Морфи убедили шахматный мир в том, что у американского мастера нет достойных соперников. «Морфи владеет секретом непобедимости», — писали газеты середины 19 века, комментируя результаты матчей с Левенталем, Гаррвицем, Андерсеном. Процент побед Морфи с сильными противниками был исключительно высоким. Подобное превосходство над современниками не встречалось у будущих чемпионов.

Если провести аналогию с современным ранжированием игроков по системе Эло, то список сильнейших игроков того времени выглядел так (по убыванию силы игры): 1. Морфи. 2. Андерсен. 3. Л.Пауэльсен. 4. Стейниц. 5. Колиш.

Морфи был наделен удивительным даром: там, где его соперники в поисках верного пути перебирали в уме бесчисленное множество вариантов, Морфи с помощью своего чувства позиции сразу отбрасывал лишнее, сосредоточивал внимание на главном и находил лучший ход.

С середины 1860-х годов Морфи страдал тяжелым душевным заболеванием, что по сути закончило его шахматную карьеру.

Современники объясняли феноменальные успехи Морфи его исключительным комбинационным дарованием. Однако партии матча Морфи-Андерсен (сильнейших шахматистов того времени) свидетельствуют о том, что превосходство Морфи проявлялось главным образом в стратегии. В комбинационной игре Андерсен не уступал Морфи.

Первостепенной задачей Морфи считал мобилизацию сил и достижение перевеса в развитии. Чтобы избежать потери темпа или создать трудности в развитии сил соперника, Морфи прибегал к жертвам. Малозаметные потери темпов, которые соперники допускали при разменах, Морфи четко использовал. Играя белыми, он уже в дебюте создавал предпосылки для атаки, а черными — стремился перехватить инициативу. Важное значение Морфи придавал пешечному центру. Располагая перевесом в развитии и пространстве, он предпринимал пешечный прорыв, обычно связанный с жертвой 1-2 пешек. Основанные главным образом на общих соображениях жертвы Морфи носили выраженный позиционный характер. В результате прорыва Морфи вскрывал линии. Его фигуры, сосредоточенные на открывшихся вертикалях и диагоналях, приобретали большую силу: на направлении главного удара у Морфи оказывался значительный перевес. Многие партии Морфи завершались прямой атакой позиции короля соперника и комбинационным ударом. Однако атака не была для Морфи самоцелью: если было выгодно, он охотно упрощал позицию, разменивал ферзей, предпочитая позиционный перевес в окончании неясным осложнениям в миттельшпиле. При этом демонстрировал высокое техническое мастерство. Сила Морфи заключалась в «глубоко продуманной позиционной игре преимущественно агрессивного характера» (Александр Алехин.

Не оставив литературного шахматного наследия, Морфи своим шахматным творчеством выдвинул принципы стратегии открытых позиций. «До сих пор Морфи является непревзойденным мастером открытых игр. Насколько велико его значение видно из того, что ничего существенно нового после Морфи в этой области создано не было. Каждый шахматист — от начинающего до мастера — должен в своей практике снова и снова возвращаться к творчеству гениального американца» (Михаил Ботвинник.

Хотя в области дебютной стратегии Морфи ушел далеко вперед по сравнению с современниками, его собственные дебютные новинки были незначительны. Морфи был убежден, что идеи быстрого развития можно осуществлять в самых различных началах.

Белыми Морфи часто применял гамбит Эванса. После 1. e4 e5. 2. Кf3 Кc6. 3. Cc4 Cc5. 4. b4 C:b4. 5. c3 Ca5. 6. d4 ed. 7. 0-0 d6. 8 cd Cb6 он, в отличие от Андерсена, игравшего 9. d5, отдавал предпочтение ходу 9. Kc3, ведущему к открытой фигурной борьбе.

Очень часто Морфи применял и популярный дебют прошлого – королевский гамбит во всех его вариантах. А черным цветом предпочитал открытые дебюты (1. e4 e5.

Шахматной композицией Морфи не занимался, однако иногда радовал друзей занятными задачами, например.