Что строится в России?

Что строится в России?Что строится в России.

Четверг, 12 марта 2015 г. Рубрика: Строительство в России Просмотров: 45999.

Cитуация в России сегодня кардинально отличается от того, что мы имели 15 лет назад, в 2000 году. Уровень промышленного производства вырос примерно на 65% и почти достиг уже советских показателей (90% от уровня 1991года) Смотреть.

Развитие сельского хозяйства позволило нам вкорне закрыть вопрос продовольственной безопасности. Есть видимый прогресс и в других сегментах.

Список построенных за последние десятилетия заводов, фабрик, мостов и портов можно найти на Руксперте и на проекте Сделано-у-нас.

Сегодня же я хочу очень кратко пробежаться по крупнейшим строящимся объектам, чтобы показать, каких приятных новостей нам следует ждать в ближайшие годы. На всякий случай сразу отмечу, что писать сегодня я буду далеко не о всех стройках, а только о тех, которые мне представляются наиболее интересными.

1. Космонавтика.

Новый космодром, строящийся в настоящее время в Амурской области, включает две стартовые площадки и город для обслуживающего персонала. Космодром позволит запускать ракеты-носители семейства «Союз» и, в перспективе, «Ангара», в том числе в пилотируемых вариантах. Предполагается, что после 2020 года Россия перестанет быть зависимой от использования, оставшегося на территории Казахстана Байконура во всех аспектах космических программ. Прежде всего, это касается пилотируемой космонавтики и запуска тяжёлых ракет-носителей. Стоимость создания космодрома оценивается в 300 млрд рублей. Стройка является крупнейшей в России, на строительстве различных объектов космодрома уже задействовано 6,5 тыс. человек и планируется увеличить это число до 10 тысяч. Первый пуск с этого космодрома планируется осуществить в конце 2015 года.

Активно разрабатываются космические корабли на ядерных двигателях. Ряд испытаний уже успешно завершён. Ядерные двигатели позволят поднимать с земли в разы больше грузов по сравнению со старыми химическими аналогами. Это сильно поможет нам при экспедициях к Луне, Марсу и другим объектам Солнечной системы.

Завершается развёртывание низкоорбитальной системы спутниковой связи «Гонец».Первый запуск спутника в систему был произведён в начале 1996 г. завершение развёртывания системы в формате второго этапа планируется в 2015 г. при этом качество услуг связи будет гораздо выше изначально запланированного. В системе должно находиться не менее 12 активно действующих спутников при стоимости изготовления и запуска порядка 0,5 млрд рублей на каждый спутник. С учётом ранее выведенных из эксплуатации 10 спутников и двух планирующихся запасных аппаратов, а также стоимости разработки нескольких модификаций, как самих спутников, так и наземных приёмных устройств.

2. Морские порты.

Портов всё ещё не хватает.

Продолжается работа над военно-морской базой в Новороссийске. Многие опасались заморозки работ после возвращения Крыма, однако пока что военная гавань для подводных лодок, наоборот, возводится ускоренными темпами. К 2010 г. на строительство было выделено уже 13,5 млрд рублей, а всего до 2020 г. планировалось выделить 92 млрд рублей.

Относительно недалеко, в 140 километрах, строится крупный порт Тамань, это строящийся порт в Краснодарском крае. Планируемый объем инвестиций в его строительство — 200 млрд рублей. Виды деятельности — перевалка грузов на экспорт.

Порт Оля в Астраханской области станет нашими воротами на Каспии. Первая очередь порта уже работает, к 2020 году грузооборот планируется довести до 10 млн тонн в год.

Порт Сабетта на полуострове Ямал должен стать одним из крупнейших портов в Арктике. Из этого порта мы сможем отправлять сжиженный природный газ по Северному Морскому пути как в Европу, так и в Тихоокеанский регион. В декабре прошлого года в Сабетте также был открыт аэропорт со взлётно-посадочной полосой, способной принимать самолёты всех типов.

Продолжается бурное развитие важнейшего со стратегической точки зрения порта в Усть-Луге ( около Санкт-Петербурга). Полностью завершить проект планируется к 2016 году, после этого мы сможем вернуть себе большую часть транзита, который идёт сейчас через страны Прибалтики. Также стоит упомянуть крупный морской перегрузочный комплекс «Бронка», который начали активно развивать в связи с приближающимся окончанием строительства порта в Усть-Луге.

Идёт очередное расширение порта Восточный, который расположен на Дальнем Востоке, недалеко от города Находка,являющейся конечной точкой Транссибирской магистрали. В структуру ОАО «Восточный Порт» входят два производственно-перегрузочных комплекса. Первый — единственный в Приморском крае специализированный угольный комплекс с системой конвейерного оборудования и станцией разгрузки вагонов. Планируемая стоимость расширения — 13,613 млрд рублей, ввод — в 2017 году.

3. Железные дороги.

Новых железных дорог строится сейчас столько, что перечислить все ветки нет никакого смысла. Одного железнодорожного «суперпроекта» сейчас нет, есть большое количество крупных строек по всей территории России.

Из интересного. Реконструкция сахалинских железных дорог с перешивкой на отечественную колею. Оказывается до этого руки у нас не доходили, а сейчас и здесь наводим порядок. К началу 2000-х гг. работающая часть сети сахалинских железных дорог имела японскую колею 1067 мм, что затрудняло её совместное использование с общероссийской сетью дорог с колеёй 1520 мм. Перешивка совмещена с ремонтом пути, а также заменой мостов и тоннелей на участках, построенных во время японского правления, которые составляют основную часть дороги общей протяжённостью 805 км. Проект реконструкции дороги в 2004 г. оценивался в 16 млрд рублей. С 2003 г. по начало 2015 г. подготовлено к единовременному переходу на широкую колею около 550 км дороги. Реализация проекта существенно снизит затраты на содержание дороги, а также откроет путь к строительству моста или тоннеля для постоянного соединения острова с материком. Завершить перешивку главного пути железной дороги на Сахалине планируется к 2021 году.

Реконструируется БАМ, идёт подготовка к строительству тоннеля для соединения Сахалина с материком. Расширяются и дублируются сильно загруженные участки в разных регионах. Весьма активно идёт строительство новых веток в Сибири.

Развитие инфраструктуры участка Тобольск — Сургут — Коротчаево.

Крупнейший проект, реализуемый в Западной Сибири (Уральский федеральный округ). Существующая линия не была рассчитана на современный и перспективный объем грузов. Общий объем инвестиций в проект — не менее 41 млрд рублей, из них 31 млрд выделяет «НОВАТЭК» в счёт предоплаты будущих перевозок с Пуровского завода по переработке газового конденсата. На 2001—2015 гг. постановлением Правительства предусматривалось вложить в проект 16 млрд рублей.

Ещё один интересный проект!!Развитие инфраструктуры участка Междуреченск — Тайшет.

Проект увеличения пропускной способности едва не заброшенной в 1990-х гг. магистрали на юге Сибири фактически стартовал в 2012 г. со сдачи нового Абаканского парка поездов стоимостью 1 млрд рублей. До 2014 года планировалось вложить ещё почти 10 млрд рублей, хотя по другим сведениям только к лету 2013 года и только в строительство новых тоннелей на участке было вложено 25 млрд рублей. Общая стоимость проекта в результате к моменту планируемого завершения в 2019 году должна достичь 42,9 млрд рублей. На 2001—2015 гг. постановлением Правительства предусматривалось вложить в проект 13 млрд рублей. В рамках реконструкции участка в 2014 году в Саянских горах открыт новый Манский тоннель стоимостью 7 млрд рублей и протяжённостью 2465 метров — самый длинный тоннель в Красноярском крае (расположен в 59 м от старого Манского тоннеля, построенного в 1961—1963 гг.

4. Автомобильные дороги.

Ситуация с автомобильными дорогами аналогична. Новых дорог строится много, при этом одной «дороги века» нет — есть несколько десятков крупных объектов в разных регионах России.

Лично я пристально слежу за ходом строительства скоростной дороги из Москвы в Санкт-Петербург. Однако строятся также кольцевые дороги вокруг Екатеринбурга, Москвы (520км), Тюмени и некоторых других городов, прокладываются дороги к портам, развивается дорожная сеть на Дальнем востоке.

1. Федеральная трасса Колыма — Омсукчан — Омолон — Анадырь.

Строительство дороги, призванной обеспечить Чукотку круглогодичной связью с общероссийской сетью автомобильных дорог началось в январе 2012 г.

2. Надым — Салехард ( 330 км) строится в Ямало-Ненецком АО и должна впервые связать Салехард и ещё несколько населённых пунктов с общероссийской дорожной сетью. Строительство проходит практически на полярном круге в сильно заболоченной местности с вечной мерзлотой. На дороге запланировано строительство 53-х мостов. Стоимость дороги оценивается в 32 млрд рублей.

3. Федеральная трасса Югорск — Надым. Дорога, призванная на 800—1000 км уменьшить расстояние по постоянным автодорогам с юга Урала до Ямала, строится с 2008 г. Уже вложено 7,5 млрд рублей, построено 65 км дороги (от Югорска до границы с между Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами) и планируется строительство моста через Обь стоимостью более 20 млрд рублей.

4. Лидога — Ванино. Автодорога в Хабаровском крае (свыше 300 км), призванная соединить район размещения крупнейших дальневосточных портов Ванино и Советская Гавань с общероссийской сетью автомобильных дорог. Строится с 1999 г. в условиях горной местности. Стоимость оценивалась в 16 млрд рублей в ценах тех лет.

5. Автомагистраль Кемерово — Ленинск-Кузнецкий.Первая скоростная автодорога в Сибири. Расположена в наиболее густонаселённой части Кузбасса. Суммарная стоимость проекта составляет 18,3 млрд руб.

6.Проект предусматривает серьёзную реконструкцию Ленинградского шоссе и Ленинградского проспекта в Москве от Тверской улицы до аэропорта «Шереметьево». В рамках этого проекта реализуется отдельные проекты, также относящиеся к крупным, в частности, Алабяно-Балтийский тоннель.

7.Скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург ((около 700км.)Строительство дороги началось в 2010 г. Общая стоимость дороги оценивалась в 500…550 млрд рублей в ценах 2011 г. В целом строительство трассы планируется завершить к 2018 г.

8. Западный скоростной диаметр, г. Санкт-Петербург. Внутригородская автомагистраль, соединяющая южный и северный районы города. Общая стоимость проекта 213 млрд рублей.

10.Реконструкция автомобильной дороги Южно-Сахалинск — Оха. Проект примечателен тем, что может сократить расходы на планирующийся проект строительства моста или тоннеля на о. Сахалин и может рассматриваться как один из его предварительных этапов, так как уменьшает длину строительства необходимых автодорожных подходов к мосту со стороны острова, как минимум, на 350 км.

11. Реконструкция автомобильной дороги Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан — Новый Уоян. Реконструкция автодороги длиной 725 км, идущей вдоль восточного побережья Байкала от Траннсиба до БАМа через популярные места отдыха строится с 2003 г. На начало 2011 года было введено в строй 77 км. В целом, на реконструкцию дороги требуется 60 млрд рублей.

12. Сыктывкар — Ухта — Печора — Усинск — Нарьян-Мар с подъездами к городам Воркута и Салехард.

Проект предусматривает реконструкцию 55 км и строительство 1340 км автомобильных дорог на крайнем северо-востоке европейской части России большей частью в местах, где ранее круглогодичные автомобильные дороги полностью отсутствовали, а на участке Усинск — Нарьян-Мар в настоящее время не существует и железных дорог. Включает строительство и реконструкцию 166 мостов и 2-х паромных переправ. Полная стоимость проекта 93 млрд рублей.

13. Реконструкция Дмитровского шоссе в Москве.

14.Владивосток — Находка — порт Восточный. Новая четырёхполосная автодорога, строящаяся в условиях гористой местности, призвана спрямить путь между основными портами Приморья и существенно расширить пропускную способность местной сети дорог (118км). Общая стоимость проекта оценивается в 30 млрд рублей.

15. Северо-Восточная хорда, г. Москва.

Внутригородская магистраль наряду с Северо-Западной хордой ( её ещё называют Северная рокада) Строительство предполагалось завершить до 2017 г. На севере дорога будет стыковаться на пересечении с Московской кольцевой автодорогой (МКАД) со строящейся скоростной магистралью Москва — Санкт-Петербург, а на востоке — с, видимо, включаемой в состав проекта магистралью Вешняки-Люберцы, которую планировалось продолжить по территории Московской области в качестве дороги в обход Ногинска и далее по автомагистрали «Москва — Нижний Новгород — Казань.

16. Северо-Западная хорда, г. Москва.

Внутригородская трасса наряду с Северо-Восточной хордой. Магистраль длиной 28,8 км, идущая от Сколковского до Ярославского шоссе, большей частью состоит из уже существующих дорог, почти повсеместно подвергаемых радикальной реконструкции. Дорога будет включать крупный Алабяно-Балтийский тоннель стоимостью 63 млрд рублей, строящийся в рамках проекта «Большая Ленинградка». Всего в рамках проекта, помимо всего прочего, предполагается возвести 2 моста, 10 тоннелей, 8 эстакад и 35 внеуличных переходов. Проекту посвящён специальный информационный сайт.

17.Южная рокада, г. Москва Внутригородская магистраль, состоящая большей частью из существующих дорог, которые должны быть подвергнуты реконструкции и соединены в единое целое.

18. Реконструция Новорижского шоссе. Московская область.

19. Южный обход Нижнего Новгорода.

20. Строительство в Якутии дороги республиканского значения Хандыга — Джебарики-Хая — Эльдикан (310км). В посёлке Джебарики-Хая находится угольная шахта, и новая дорога обеспечит круглогодичный вывоз каменного угля, а также обеспечит транспортной инфраструктурой перспективные проекты освоения месторождений на реке Алдан. Дорога будет примыкать к федеральной автотрассе «Колыма.

21.Автодорога длиной 249 км, проходящая вдоль западной части БАМа призвана связать г. Братск и весь северо-восток Иркутской области с западом страны по кратчайшему пути, минуя крюк через дорогу Тайшет-Тулун, сильно отклоняющуюся на юг к Иркутску. В результате длина пути должна сократиться на 280 км, что, по предварительным расчётам, должно обеспечить окупаемость дороги всего в течение менее, чем одного года. Стоимость проекта составляет, не менее 15 млрд рублей в ценах 2012 г.

22. Автодорога Тюмень — Нижняя Тавда — Междуреченский — Урай — Нягань — Приобье. Дорога общей длиной более 650 км строится на территории Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Предназначена заменить существующие зимники на огромном пространстве между Тюменью и посёлком Приобье, от которого река Обь течёт меридионально на север до Обской губы. Стоимость только одного отрезка длиной 71 км в рамках участка Тюмень — Нижняя Тавда — Междуреченский в границах ХМАО составляет 4 272 млн рублей.

23. Коренная реконструкция автодороги Селихино — Николаевск-на-Амуре. Дорога надёжно свяжет с «большой землёй» населённые пункты в нижнем течении реки Амур, а также международные тихоокеанские порты Николаевск-на-Амуре и Де-Кастри.

Огромные вложения в транспортную инфраструктуру значительно помогут регионам наладить партнёрские отношения с связи со всеми регионами страны, поднимут уровень выживания населения.

5. Линии метрополитена.

В настоящий момент метрополитен в России активно разрастается в Москве и Санкт-Петербурге. В городах-миллионниках открываются единичные станции.

В Петербурге к 2018 году планируется завершить работы над 5-м участком Фрунзенско-Приморской линии со станциями «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Также в Шушарах будет открыто новое элетродепо, «Южное.

1. Ходынская линия. Линия с шестью станциями строится в Москве с 2011 г. Общая стоимость проекта — несколько менее 60 млрд рублей.

2. Участок Лермонтовский Проспект — Котельники Таганско-Краснопресненской линии. Полностью открыть участок планируется в 2015 году.

3. Участок Марьина роща — Дмитровское шоссе Люблинско-Дмитровской линии. Стоимость первых двух очередей проекта до станции Селигерская 63 млрд рублей. Всего планируется ввести в строй три очереди по несколько станций в 2015, 2016 и 2020 гг.

4. Строится Электродепо «Лихоборы.

5. Участок Юго-Западная — Саларьево Сокольнической линии. В декабре 2014 года была введена в строй первая станция участка — «Тропарёво». Оставшиеся две планируется открыть в 2015 году.

6. Кожуховская линия. Линия-дублёр сильно перегруженной восточной части Таганско-Краснопресненской линии. Имеет семь станций. Ввод в строй планируется в 2017 году.

7. Заканчивается строительство электродепо «Митино.

8. Многофункциональный комплекс электродепо «Братеево». Крупнейшее в России депо посути представляет собой не только депо, но и вагоноремонтный завод.

9. Вторая и третья очередь Солнцевской линии — будущей части Калининско-Солнцевской линии — участок Парк Победы — Солнцево с семью новыми станциями планируется ввести в строй в 2016 году, а ещё три станции — в 2017 году.

6. Крупнейшие мосты.

Уже летом 2015 года должен быть достроен мост через реку Надым в одноимённом городе Ямало-Ненецкого автономного округа. Этот мост станет частью трансполярной магистрали, которая в перспективе пройдёт через весь север западной Сибири.

В Красноярске, Волгограде и Самаре будут построены новые мосты через главные реки городов. Будет достроен мост через Каму у села Сорочьи Горы, этот мост станет самым длинным в России ( Удмуртия). Ещё один мост через Каму будет введён в строй в районе города Камбарка. Этот мост сократит в итоге путь из Москвы в Екатеринбург на 200 километров.

Наконец, начаты уже подготовительные работы по строительству моста через Керченский пролив в Крым. 19-километровый мост будет иметь 4 полосы автомобильного и 2 полосы железнодорожного движения.

7. Крупнейшие тоннели.

Алабяно-Балтийский тоннель, г. Москва.

Автодорожный тоннель, возводимый в Москве в рамках проекта «Большая Ленинградка». Длина подземной части тоннеля — 1,6 км, предусматривается 6 полос движения. Строится в крайне стеснённых условиях — помимо сложностей с городской застройкой тоннель проходит под действующей линией метро, железнодорожной магистралью и нуждавшимся в реконструкции коллектором уведённой под землю реки. Строительство ведётся с 2005 года, первая очередь введена в строй в сентябре 2013 года, полностью строительство завершено в начале 2015 года. Стоимость проекта 63 млрд рублей в ценах 2011 года.

Новый Байкальский тоннель.

Однопутный тоннель длиной 6682,05 м с двумя дренажными штольнями длиной 1500 и 1747,36 м, параллельный построенному в 1980-х старому Байкальскому тоннелю, строится в рамках мегапроекта по реконструкции Байкало-Амурской магистрали (БАМ-2) с 2014 года и должен быть сдан в эксплуатацию в 2017 году. Тоннель обеспечит двухпутное движение на участке БАМа, Усть-Кут — Северобайкальск проходящем через Байкальский хребет. Стоимость проекта составляет 28,9 млрд рублей.

8. Аэропорты и аэродромы.

Авиация — ещё одна стратегически важная для огромной России отрасль, поэтому строительству авиаинфраструктуры уделяется особое внимание.

В настоящее время аэропорты строятся и по-крупному реконструируются в Ростове-на-Дону, Москве, Петропавловске-Камчатском и в Краснодаре.

9. Трубопроводы и хранилища.

Строится подземное хранилище «Катарина», в Германии. Несколько емкостей уже введены в строй, остальные планируется закончить к 2017 году. Совместный проект российского «Газпрома» и немецкой компании VNG по строительству хранилища природного газа в полостях выработанного месторождения каменной соли стартовал в 2008 году. Планируется построить емкости для хранения газа общим объёмом более 600 млн куб. м, а также комплекс наземного оборудования и соединительный трубопровод длиной 37 км.

И конечно у нас строится сразу несколько газопроводов. Газопровод «Сила Сибири» ( в Китай) является крупнейшей в мире стройкой такого рода. Первая его часть — от Якутска через Хабаровск до Владивостока — будет завершена в конце 2017 года.

Два нефтепровода общей длиной в 750 километров, Заполярье-Пурпе и Тихорецк-Туапсе-2, предназначены для поставки нефти на крупные нефтеперерабатывающие заводы. Напомню, с каждым годом мы самостоятельно перерабатываем всё больше и больше сырой нефти.

Строится вторая очередь газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток, которая предназначена для транспортировки газа с севера Сахалина в Приморье. В два раза расширяется проходящий по территории России и Казахстана нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума.

Газопровод длиной около 1100 километров обеспечит транспортировку газа с месторождений полуострова Ямал.

Наконец, отвод от магистрального трубопровода к Комсомольскому НПЗ позволит резко увеличить мощность нефтеперерабатывающего завода в Комсомольске-на-Амуре.

10. Крупнейшие линии электропередач и подстанции.

Всего сейчас строится около десятка новых крупных линий передач и подстанций. При этом когда я говорю «крупные», я имею в виду действительно крупные — такие, например, как линия 220 кВ от Нерюнгринской ГРЭС до Якутска длиной в 1200 километров.

Из интересного стоит упомянуть строящийся энергомост от Зейской ГЭС в Китай.

11. Гидроэнергетика.

В настоящее время ведутся работы на строительстве восьми крупных ГЭС.

Заканчивается строительство гидроэлектростанции на реке Бурея в Амурской области. На той же реке строится станция контррегулятор для Бурейской ГЭС.

Ведутся работы по второй очереди Загорской гидроаккумулирующей станции. Эта станция увеличит эффективность энергосистемы центральной России. Также строится вторая очередь Усть-Среднекамской ГЭС.

Сложный гидротехнический узел, с подземным деривационным каналом и прочими инженерными изысками, разворачивается в Северной Осетии. Идёт комплексная модернизация Саратовской ГЭС и Жигулёвской ГЭС.

Очень интересный проект по строительству каскада из четырёх ГЭС общей мощностью в 240МВт в Киргизии.

12. Атомная энергетика.

Напомню, в области атомной энергетики Россия является безусловным мировым лидером, при этом мы сейчас продолжаем наращивать наше преимущество. Росатом ставит рекорды по объёму заказов на строительство АЭС за рубежом.

В России сейчас строится несколько АЭС. Балтийская АЭС в Калининграде, Ленинградская АЭС-2, Нововоронежская АЭС-2. Достраивается четвёртый энергоблок Ростовской АЭС и четвёртый энергоблок Белоярской АЭС — на быстрых нейтронах нового проекта БН-800. Вынут первый ковш земли на месте будущего первого блока Курской АЭС-2.

Про зарубежные проекты — в Китае, Словакии, Индии и прочих странах я даже не пишу, только о Российских сегодня речь.

Отдельного упоминания заслуживают два передовых проекта. Опытный комплекс с реакторной установкой БРЕСТ-300 в ближайшей перспективе позволит резко повысить безопасность и эффективность работы атомных станций. Завод по производству топлива для этого реактора планируется ввести в строй в 2017 году, сам реактор — в 2020. Эта разработка- ноу-хау в России и выведет на новый уровень безопасности атомной отрасли.

Также интересным проектом является плавучая АТЭС «Академик Ломоносов». Этот корабль будет готов к 2016 году. Если проблемы с надёжностью энергоснабжения Крыма к тому времени не решатся тем или иным образом, возможно, будет направлена к берегам Крыма. В настоящий момент с Украиной заключён договор на поставку электричества через Украину в Крым до конца 2015 года, успеем.

13. Тепловая энергетика.

Продолжает Россия строить и традиционные электростанции. Всего в ближайшие годы планируется достроить около 15 ТЭЦ, ГТЭС, ГРЭС и ТЭС на всей территории России, от Чечни до Салехарда.

Общая мощность новых тепловых электростанций составит около 7 гигаватт. Для понимания масштабов: этого с запасом хватит, чтобы запитать, например, Санкт-Петербург.

14. Сельское хозяйство.

В Ставрополье строится огромный агропромышленный парк стоимостью в 42 млрд рублей. В парке фермеры Южного и Северо-Кавказского федеральных округов смогут хранить, перерабатывать и продавать свою продукцию.

«Брянская мясная компания» запускает огромный проект по производству мяса крупного рогатого скота с маточным поголовьем в 100 тысяч голов. При помощи этого проекта планируется заместить 7% всего российского импорта говядины.

Продолжает строиться Великолукский свиноводческий комплекс. Сейчас там откармливается около 500 тысяч свиней, при этом число обитателей планируется довести до миллиона. В рамках того же проекта будет построен комбикормовый завод, птицефабрика и ферма по выращиванию крупного рогатого скота.

В этом году выйдут на полную мощность свинокомлексы «Тамбовский бекон», общая численность поголовья составит полмиллиона свиней. В городе Елец также достраивается огромный комплекс по производству мяса птицы и свинины.

В Дагестане строится тепличный комплекс площадью в 200 гектаров, там будет выращиваться рассада сахарной свёклы и другие овощи. Обратите внимание — «рассада». Это к вопросу о решении проблемы семенного фонда. Также в Дагестане строится совместно с итальянцами агротехнопарк, в котором будут производить очень много всего, от семян до фруктовых наполнителей и биоэтанола (биотопливо.

Ещё один тепличный комплекс, площадью в 240 га и мощностью в 70 тысяч тонн овощей, строится в Калужской области. Сопоставимого размера комплекс строится в Краснодарском крае.

Пять современных комплексов общей мощностью также в 70 тысяч тонн строятся в Башкирии — вот только производить там будут уже не овощи, а свинину. Три свинокомплекса с общим населением в 150 тысяч голов строятся в Челябинской области. Дополнительно к свинокомплексам будут построены мясоперерабатывающий и консервный завод, также специально для проекта будут проложены новые дороги.

Наконец, в Ростовской области достраивается мощнейший агрокомплекс по производству мяса индейки. Этот комплекс призван обеспечить свежим мясом индейки всю Россию.

Пожалуйста, обратите внимание: выше я перечислены только самые крупные сельскохозяйственные проекты.

15. Угледобывающие предприятия.

При всём уважении к подвигу советских рабочих, реплики о том, что сейчас мы якобы выезжаем только на старых заделах, не соответствуют действительности.

В Кузбассе уже частично введён в строй угледобывающий комплекс. Примерно сейчас там должна заработать обогатительная фабрика, а к 2016 году предприятие будет производить 1,5 млн тонн оксующегося угля марки «Ж.

Там же, на Кузбассе, строится угольный разрез «Первомайский» мощностью уже в 15 млн тонн угля марки «Д». Общие запасы угля составляют там 520 млн тонн — то есть, запасов хватит более чем на 30 лет.

Наконец, на Кузбассе достраивается шахта «Ерунаковская-8» проектной мощностью в 3 млн тонн угля в год. Коксующийся уголь марки «ГЖ» с этой шахты уже поставляется на металлургические комбинаты ЕВРАЗа.

Достраивается Эльгинское угольное месторождение, крупнейшее в России месторождение каменного угля. Для понимания масштабов: этот проект в разы крупнее, чем все три проекта на Кузбассе вместе взятые. К месторождению подводятся железная дорога и линия электропередач.

В Якутии строится Инаглинский угольный комплекс мощностью в 3 млн тонн угля в год. Идёт техническое перевооружение ОАО «Ургалуголь» в Хабаровском крае, после окончания работ мощности добычи возрастут с 2,5 до 7 млн тонн. Там же будет введена в строй новая обогатительная фабрика.

Идёт строительство огромного угледобывающего комплекса на Межегейском месторождении в республике Тыва.

16. Нефтяные и газовые месторождения.

Времена, когда можно было сделать дырку в земле и сразу пускать идущую из дырки нефть в трубу, давно ушли в прошлое. Сейчас нефть выкачивают из месторождений, которые в пятидесятые года и месторождениями-то не считались — так как они представляют собой что-то типа огромных, пропитанных нефтью кирпичей.

Добыча нефти сегодня — это очень высокие технологии, в том числе и компьютерные. Вот что у нас строится сегодня в этом сегменте.

Месторождение «Сахалин-3» — это третий проект на сахалинском шельфе. Фактически это несколько объединённых вместе нефтегазовых проектов. В перспективе газ из «Сахалина-3» должен стать основной ресурсной базой для газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток». Общая стоимость разработки проекта «Сахалин-3» составит, по-видимому, сотни миллиардов рублей.

Отдельно надо отметить, что в процессе геологоразведочных работ на одном из участков «Сахалина-3» были обнаружены дополнительно к газу крупные запасы газоконденсата и нефти. Так, запасы одного только свежеоткрытого Южно-Киринского газоконденсатного месторождения оцениваются в 680 млрд кубометров газа, 200 млн тонн конденсата и в 464 млн тонн нефти.

Нефтегазоконденсатное месторождение им. В. Филановского было открыто примерно 10 лет назад. Расположенное на шельфе Каспийского моря в 220 километрах от Астрахани месторождение должно быть введено в эксплуатацию в 2015 году. Уже построены трубопроводы, которые связывают это месторождение с соседним месторождением им. Ю. Корчагина.

17. Добыча негорючих полезных ископаемых.

В Волгоградской области строится огромный ГОК (горно-обогатительный комбинат) на базе Гремячинского месторождения калийных солей. После запуска ГОКа «Еврохим» станет первой в России (и четвёртой в мире) компанией, выпускающей весь спектр минеральных удобрений. Это, кстати, к вопросу зависимости нашего сельского хозяйства от импорта.

В Пермском крае продолжается строительство Талицкого ГОКа. Разработка ведётся группой «Акрон», крупнейшим производителем минеральных удобрений.

Новое производство строится на действующем ГОК в городе Старый Оскол. Мощность строящейся фабрики составит 6 млн тонн железнорудных окатышей в год. Это должно полностью закрыть потребности Новолипецкого металлургического комбината, даже с учётом ввода мощностей новой доменной печи № 7 «Россиянка.

Напомню, что заработавшая в 2012 году «Россиянка» (на фото к посту) — это первая доменная печь, которую в России построили за 25 лет. Эта печь должна повысить объём выплавки чугуна в стране на 30.

В Мурманской области на месторождении апатит-нефелиновых руд строится вторая очередь ГОКа «Олений ручей». Из этих руд можно извлечь фосфорные удобрения, фосфор, алюминий, соду и ещё много чего полезного для нашей экономики.

Также в Мурманской области идёт работа Кировске — там ведётся прокладка Юкспорского тоннеля для транспортировки руды с Объединённого Кировского рудника.

В Бурятии строится ГОК на месторождении «Озёрное», на котором содержатся внушительные запасы цинка, свинца, кадмия, серебра и золота. Одного только серебра там будут добывать 120 тонн в год. Впрочем, крупнейшим золотодобывающим предприятием в России станет другой ГОК, Наталкинский ГОК в Магаданской области. Добыча составит 13-15 тонн золота в год, при этом на руднике будет работать самая крупная шаровая мельница в мире. Шаровая мельница — это огромный барабан, в который засыпают руду для измельчения и специальные шары либо стержни из какого-нибудь твёрдого материала. Барабан вращается, стержни падают на руду и перетирают её в мелкую труху.

В Забайкальском крае строится Быстринский ГОК. Запасы месторождения, с которого руда будет поступать на комбинат, составляют 2,7 млн тонн меди и 236 тонн золота. Напомню, что каждая тонна золота стоит сейчас примерно 2,5 миллиарда рублей. Это много.

Норникель собирается запустить в 2016 и 2018 годах ещё две очереди Талнахской обогатительной фабрики. После реконструкции объём перерабатываемой на фабрике руды удвоится, качество концентрата также повысится.

Наконец, продолжаются работы над крупным проектом «Росатома» по добыче урана в Бурятии. В 2016 году объект должен дать стране 500 тонн урана, а к 2019 году объём добычи увеличится более чем втрое, до 1800 тонн.

18. Промышленность строительных материалов.

Строительных материалов в России производится невероятное количество, начиная от кирпичей и заканчивая системами управления климатом. Однако в список крупных проектов попадают только проекты объёмом от 10 млрд рублей и выше. Это очень серьёзная планка, которую в сегменте промышленности стройматериалов могут пробить только цементные заводы.

Ознакомиться с лентой открытия заводов по производству других материалов можно, например, на «Сделаноунас.

Итак, цементных заводов сейчас строится пять штук, в разных областях России. Самым крупным из них обещает стать завод «Азия-Цемент» в Пензенской области, его производительность составит 4 млн тонн цемента в год. Вместе же эти пять заводов будут давать стране ежегодно по 13 млн тонн цемента.

Это много. Для понимая масштабов: примерно по 13 млн тонн цемента в год производят такие страны как Польша, Великобритания и Канада.

19. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

В комментариях к прошлым постам про строительство некоторые несознательные читатели возмущались тем, что все стройки якобы идут только в Европейской части России. Отвечаю на несправедливый упрёк: далеко не все. Очень много объектов строится, к примеру, на Дальнем Востоке, который сейчас в Кремле считают одним из важнейших федеральных округов страны.

Конкретно по лесу: в городе Амурск Хабаровского края строится центр глубокой переработки древесины. Первый объект проекта — завод по производству лущёного шпона мощностью в 300 тысяч квадратных метров в год — уже запущен. Всего же к 2018 году планируется ввести в строй мощностей на 8 млн квадратных метров продукции.

Также огромный лесопромышленный парк строится в городе Асино Томской области, это наш совместный с китайцами проект. Всего в парке будет работать 5 тысяч человек, мощность лесозаготовительных подразделений составит 3,5 млн кубометров древесины в год. На днях, 11 февраля, был открыт первый из 10 заводов парка, там производится шпон.

20. Металлургия.

Прежде всего следует указать, что металлургия — это серьёзное дело. Поэтому к крупным проектам следует относить не только строительство новых заводов, но и модернизацию уже существующих.

Так, летом 2014 года на Лысьвенском заводе в Пермском крае начали строить цех по производству холоднолистового проката. Стоимость только первой очереди проекта составит 13 млрд рублей, заработает цех в 2016 году.

Идёт техническое перевооружение Выксунского металлургического завода в Нижегородской области. Этот завод был основан ещё во времена Елизаветы Петровны и является одним из старейших в России. На заводе продолжается расширение колёсопрокатного производства, также идёт модернизация комплексов по производству труб малого и среднего диаметра.

На Каменск-Уральском металлургическом заводе идёт строительство уникального прокатного комплекса по выпуску алюминиевых полуфабрикатов, используемых в аэрокосмической отрасли. На всякий случай ещё раз повторю, что проекты в металлургии обычно очень велики по масштабам. Так, один только этот прокатный комплекс стоит как 25 самолётов типа Сухой Суперджет-100.

В том же Каменск-Уральске модернизируется Синарский трубный завод. Ещё один крупный трубный завод (Волгореченский) расширяется в Костромской области.

Около города Коврова Владимирской области строится новый сталепрокатный завод. Мощность завода составит 1,2 млн тонн металлопроката ежегодно.

На базе Чусовского металлургического завода создаётся новый трубно-сталеплавильный комплекс. После ввода в строй второй очереди проекта мощность завод будет производить 450-500 тысяч тонн бесшовных труб в год.

Новый листопрокатный цех строится на Ашинском металлургическом заводе (в Челябинской области). В рамках проекта будет введён в строй прокатный стан «2800.

Недалеко от Богучанской ГЭС строится Богучанский алюминиевый завод. Предполагается, что завод станет основным потребителем электричества с этой ГЭС — такая связка ГЭС и завода является логичной, так как стоимость электроэнергии очень важна при производстве алюминия. Проект большой: производственная мощность завода составит 600 тысяч тонн алюминия в год.

Ещё один алюминиевый завод, мощностью уже в 750 тысяч тонн, строится в Иркутской области.

Наконец, в Тульской области строится литейно-прокатный комплекс «Тулачермет-Сталь». Комплекс будет производить качественный металлический прокат для машиностроения, судостроения и оборонки.

21. Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность.

Чем хорошая нефть? Тем, что кроме бензина и солярки из неё можно сделать много всего полезного. Ну и бензин с соляркой тоже, конечно же, можно сделать — при этом, что важно, цены на топливо не подвержены таким сильным колебаниям, как сырая нефть.

В 2011 году в России была принята большая программа по строительству и модернизации нефтеперерабатывающих заводов. В ходе модернизации только до 2020 года должно быть реконструировано и построено 124 установки вторичных процессов.

Важно отметить, что в нефтепеработке размер заводов зачастую на порядок больше, чем в той же металлургии. Это очень серьёзный бизнес. Вот что строится в этом сегменте конкретно сейчас.

В Ямало-Ненецком АО достраивается крупнейший в России завод по производству полиэтилена. Завод строится уже очень давно, однако в декабре 2014 года пресса рапортовала о скором окончании строительства.

В городе Будённовске (Ставропольский край) «Лукойл» строит огромный газохимический комплекс, который будет перерабатывать сырьё с Северного Каспия.

В Смоленской области разворачивается крупнейший в европейской части России комплекс по производству сжиженного природного газа. При помощи этого газа будут снабжать удалённые населённые пункты, в которые нет смысла тянуть газораспределительные сети.

В Нижнекамске (Татарстан) строится крупный нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплекс. Проект имеет важное стратегическое значение: он позволит повысить качество российской экспортной нефти марки Urals за счёт борьбы с содержащимися в ней примесями. Часть комплекса уже работает — так, например, в марте 2014 года «ТАНЕКО» запустило на нём новую комбинированную установку гидрокрекинга.

В Хабаровском крае идёт реконструкция Комсомольского и Хабаровского нефтеперерабатывающих заводов. Идёт также реконструкция нефтеперерабатывающих заводов в Москве, Омске и в Новокуйбышевске Самарской области.

К сожалению, скупое перечисление реконструируемых заводов не даёт представления о реальном масштабе выполняемых работ. Раз уж мы начали измерять размер проектов в самолётах, укажу, что конкретно в Новокуйбышевске в создание суперсовременного производства планируется вложить около 250 млрд рублей. За эти деньги можно купить парк новых самолётов, сравнимый по размерам со всем парком самолётов нашего огромного «Аэрофлота.

В Нижнекамске, который я уже упоминал, строится комплекс глубокой переработки тяжёлых остатков нефти, из этих остатков будут делать битум и вакуумный газойль.

Продолжается реконструкция производства Ангарской нефтехимической компании. Идёт реконструкция Туапсинского нефтеперерабатывающего завода. Кстати, после реконструкции Туапсинский завод станет крупнейшим в Европе по глубокой переработке нефти, а глубина переработки возрастёт с 56% до 99.

Строится вторая очередь нефтеперерабатывающего завода в посёлке Яя Кемеровской области. На территории завода «Мономер» в городе Салават (Башкортостан) строится комплекс по производству акриловой кислоты разных видов.

На Волгоградском нефтеперерабатывающем заводе строится комплекс по производству дизельного топлива класса 5 мощностью в 1,8 млн тонн. В составе комплекса будет работать одна из самых мощных в мире установок мягкого гидрокрекинга.

В Астрахани «Газпром» расширяет производство дизельного топлива класса Евро-4. Наконец, достраивается Антипинский нефтеперерабатывающий завод: завод будет вырабатывать топливо по стандартам Евро-5, при этом глубина переработки нефти возрастёт с нынешних 60% до 94.

Идёт работа над истребителем пятого поколения, который ещё не получил окончательного названия и известен сейчас как Т-50, И-21 и ПАК ФА. В настоящий момент идут лётные испытания прототипов. Над экспортным вариантом истребителя, FGFA, мы работаем совместно с Индией.

Про МС-21 (Як-242) я уже писал — это семейство среднемагистральных самолётов должно будет заменить Ту-134, Ту-154 и отчасти Ту-204. В настоящее время, спасибо живительным санкциям, работы над МС-21 резко активизировались. Уже есть значительный объём заказов на эти авиалайнеры.

Продолжается работа над Ту-204СМ, глубокой модернизацией Ту-204. Обновлённая авионика позволит сократить экипаж до двух человек, при этом самолёт сможет обходиться в полтора раза более короткой полосой.

На заводе «Авиастар» в Ульяновске делают Ил-476, всего планируется построить более 100 самолётов различных модификаций.

23. Крупнейшие корабли и суда.

К декабрю 2017 года в Петербурге на воду будет спущен крупнейший в мире атомный ледокол «Арктика», его мощность составит невероятные 60 мегаватт.

Усиленными темпами продолжается строительство подводных лодок. В настоящее время строятся три подводных крейсера типа «Юрий Долгорукий», три крейсера проекта 8851 «Ясень-М» и один крейсер под названием «Хабаровск», подробная информация о котором пока что не разглашается широкой публике. Также идёт строительство исследовательской подлодки проекта 09852, которая будет заниматься преимущественно научной деятельностью.

В больших количествах строятся подводные лодки проекта 636.1 и 636.3, достраиваются две подводные лодки проекта 677.

Идёт постройка девяти фрегатов проектов 11356 и 22350. Это многоцелевые корабли дальней морской зоны, им дают название по фамилиям адмиралов: «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и так далее. Это крупные корабли, стоимость каждого составляет от 10 до 18 млрд рублей.

24. Химическая промышленность.

В разных концах России строятся четыре крупных комплекса по производству аммиака. Меня вчера просили сравнивать масштабы с Олимпиадой в Сочи — ну так вот, эти четыре комплекса вместе взятые стоят примерно как половина от победных для нас Олимпийских игр.

Впрочем, справедливости ради надо отметить, что Олимпийские игры обошлись нам далеко не так дорого, как казалось это либеральным журналистам.

В Свердловской области строится крупный завод по производству метанола. В Кабардино-Балкарии строится завод чистых полимеров — который, кстати, станет частью создаваемого в республике агроиндустриального кластера.

25. Машиностроение.

Очень важная отрасль, про неё напишу немного подробнее.

Организованные на базе знаменитого завода им. Климова «Петербугские моторы» после завершения второй очереди программы импортозамещения будут выпускать по 600 вертолётных двигателей в год. Также в Петербурге идёт перевод заслуженного Обуховского завода и ещё четырёх предприятий концерна «Алмаз-Антей» на новую площадку. В Ленобласти совместно с Siemens строится завод по производству крупных газовых турбин.

Китайская Great Wall строит в Тульской области внушительных размеров завод по производству автомобилей марки Haval.

В Ульяновске строится завод по производству автомобильных шин «Бриджстоун.

Во Владивостоке развивается кластер автомобильных производств — там упор делается на производство автомобилей корейских и японских марок.

Модернизируется КнААПО, Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Юрия Гагарина, ключевой производитель самолётов «Су.

В бухте Большой Камень (между Владивостоком и Находкой) строится огромная верфь «Звезда». Там будут делать суда с водоизмещением до 350 тысяч тонн.

В Нижнем Новгороде и в Кирове строятся два завода Концерна ПВО «Алмаз-Антей». Там, как несложно догадаться, будут серийно производить современные системы ПВО.

Завершается модернизация «Ижорских заводов». После модернизации объём производства удвоится: на предприятии будут производить по 4 атомных реактора в год.

Под Калининградом строится автокластер — на соседних площадках будет построен 21 завод. Пять заводов будут заводами полного цикла, ещё на 16 заводах будут производить разнообразные автокомпоненты.

26. Недвижимость.

Тут я не вижу смысла подробно рассказывать о стройках. Журналисты освещают такого рода проекты достаточно подробно и, пожалуй, мало кто в России сомневается, что новых домов — небоскрёбов, торговых комплексов, районов жилых многоэтажек — строится у нас огромное количество.

Напомню, кстати, что мы в прошлом году обогнали по темпам строительства РСФСР.

27. Гидротехнические сооружения.

В Омской области строится мощный гидроузел, предназначенный для регулирования уровня воды на реке Иртыш. Гидроузел сделает более надёжным водоснабжение Омска, а также улучшит условия работы для речного транспорта.

На всякий случай напомню, что про гидроэнергетику я подробно писал в одном из предыдущих постов серии — в России сейчас строится несколько ГЭС и одна ГАЭС.

28. Связь, телекоммуникации, обработка данных.

Почта России создаёт сеть автоматизированных сортировочных центров. Продолжаются работы по внедрению УЭК, универсальной электронной карты. Развиваются сети 4G LTE. Идёт переход телевидения на цифровой формат.

29. Технопарки и особые экономические зоны.

Сейчас в России развивается около 20 технопарков — мест, к которых предпринимателям дают особенно хорошие условия для развития высокотехнологичного бизнеса. Перечислять все двадцать смысла не вижу, упомяну только один — технополис «Химград» в Казани.

«Химград» специализируется на химической промышленности и всем, что с ней связано — от нефти до медицины. Там уже работает в плюс большое количество «резидентов», в обозримом будущем планируется довести количество обитателей до 200 предприятий.

30. Наука и образование.

Чтобы писать о науке нужно или иметь специальные знания или тщательно разбираться в вопросе. Поэтому я просто кратко перечислю основные крупные проекты.

В Петербурге скоро ожидается вхождение в строй Нейтронного реактора ПИК. В подмосковной Дубне идут работы над коллайдером NICA. Много работ мы делаем совместно с зарубежными учёными — из таковых стоит упомянуть ускоритель FAIR, европейский лазер XFEL и Международный экспериментальный термоядерный реактор.

Во Владивостоке строится океанариум, который должен стать одним из крупнейших в мире.

Про проекты в области космоса и ядерной энергетики можно прочесть в предыдущих постах серии — отмечу только, что таковые есть в хорошем объёме.

31. Здравоохранение, социальная защита и экология.

В России открывается сейчас большое количество разных медицинских центров — однако каждый отдельный центр стоит относительно немного, до размеров крупного химического завода он не дотягивает.

Из действительно крупных проектов у нас есть медцентр в Димитровграде Ульяновской области, он рассчитан на размещение 18 тысяч (!) стационарных больных. Центр будет специализироваться конкретно на онкологии. Медики рассчитывают, что этот центр позволит серьёзно снизить уровень онкологической смертности в России.

Также в России идёт программа по строительству нескольких десятков перинатальных центров, модернизации родильных домов и детских больниц. 24 перинатальных центра уже построено.

В плане экологии стоит выделить программу по уничтожению запасов химического оружия. Это очень дорогое мероприятие.

32. Спортивные объекты.

В стране строится несколько по-настоящему крупных стадионов, а также несколько крупных курортов. Понятно, что так-то свой стадион есть в каждом небольшом городе, однако в список крупных попадают только по-настоящему масштабные проекты, типа стадиона на 45 тысяч зрителей в Ростове-на-Дону.

Отдельно отмечу, что продолжается реализация программы «500 бассейнов». К осени 2014 года по этой программе первые 50 бассейнов уже были построены.

33. Проекты комплексного развития территорий.

Россия — большая страна, поэтому территории у нас развиваются часто под какой-то определённый проект. Знакомый всем пример — Олимпийские игры в Сочи, под которые инфраструктура региона была серьёзно обновлена. Было построено огромное количество дорог, мостов, тоннелей, электростанция и прочая и прочая. Олимпиада прошла, а вся инфраструктура осталась.

Ещё один пример — саммит АТЭС во Владивостоке, к которому Владивосток получил, в частности, два очень важных для города моста: Золотой мост и Русский мост.

Сейчас такого рода проектов реализуется ещё с десяток. Из них можно выделить, например, «Северный широтный ход», комплексный проект по развитию Арктической зоны России. Также весьма интересен проект по комплексному развитию Нижнего Приангарья, который должен превратить несколько районов Красноярского края из таёжной глуши в обжитые места.

Большие ресурсы вкладываются сейчас в Уфу, в Калининградскую область, в Курильские острова, в Мурманск и ещё в несколько важных регионов. Идёт мощное развитие портов и транспортных узлов, некоторые из которых я уже перечислял ранее.

Наконец, большая работа предстоит в Крыму — там будет реконструироваться вся инфраструктура, от аэропорта в Симферополе до знаменитого детского центра «Артек». Также в Крым через Керченский пролив будут проложены как мост, о котором я уже писал выше, так и подводный электрический кабель.

Подведу итог.

Если взять калькулятор и подсчитать общую стоимость перечисленных проектов, мы получим сумму в несколько триллионов рублей. А ведь на каждый крупный проект приходятся десятки средних и тысячи небольших.

Закончу обзор словами великого русского философа Николая Бердяева.

Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю. С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира.