Состояние и перспективы развития рынка строительства в России

Состояние и перспективы развития рынка строительства в РоссииСостояние и перспективы развития рынка строительства в России.

Сувидова Мария и.

студент 2-го курса.

Состояние и перспективы развития рынка строительства в России.

Целью данной работы является применение теоретических и практических знаний, полученных по дисциплине «теория отраслевых рынков», к конкретной изучаемой мною отрасли рынка.

Объектом исследования является рынок строительных материалов на территории Российской Федерации.

Как понятно, основным потребителем строительных материалов являются строительные компании. Именно потребление материалов в промышленных масштабах диктует спрос на них, а значит и предложение. Снижение или увеличение объемов строительства в стране моментально сказывается в прямопропорциональной зависимости на объеме рынка строительных материалов.

Например, после наступления мирового экономического кризиса в 2008 году, спад в строительной отрасли повлек за собой резкое снижение производства строительных материалов. Особенно это касается материалов для капитального строительства. Например, продажа бетона товарного сократилась за пару месяцев вдвое. Однако это касается не всех материалов для капитального строительства.

Такие инфраструктурные проекты регионов, как подготовка к олимпиаде в Сочи-2014, или строительство западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, финансируемые из государственного бюджета, поддерживают таких производителей как карьеры по добыче щебня. Например, щебень гранитный, производимый в Карелии и Ленинградской области поставляется не только в Северо-Западный федеральный округ, а также экспортируется в Москву, Южный и Центральные федеральные округа. Подобные инфраструктурные затраты оказывают серьезную поддержку производителям нерудных строительных материалов.

Схожая ситуация наблюдается и с производителями железобетонных конструкций и изделий. Крупные игроки ориентируются на масштабные проекты, а мелким приходится биться за клиента на локальных рынках.

В целом, снижение уровня деловой активности крупнейших девелоперов, и в общем по строительной отрасли (которое наблюдается с конца 2008 года) ведет к ситуации когда на рынке, остаются крупные инфраструктурные проекты обслуживающиеся крупнейшими производителями материалов, а мелкие игроки, например бетонные заводы, работающие на региональных рынках, вынуждены вести борьбу за крайне ограниченное количество клиентов, снижая объемы производств.

Но, несмотря на кризис 2008-2009 гг. рынок строительных материалов в России продолжает расширяться. Основным стимулом к этому выступает рост жилищного строительства и общего благосостояния населения страны, оказывающие положительное влияние на спрос. П редложение чутко реагирует на увеличение потребности в товарах и услугах. Соответственно этому, возрастает объем и разнообразие продукции, ассортимент услуг, осуществляемых строительными, дизайнерскими архитектурно-проектными организациями. В месте с ростом спроса происходит изменение потребительских предпочтений в отношении используемых материалов. Это далеко не всегда оказывается на руку отечественным производителям, поскольку их продукция в основном изготовлена по традиционным, зачастую устаревшим технологиям. Неблагополучие российской промышленности в 90-е гг. позволило зарубежным компаниям обосноваться на российском рынке строительных материалов, обеспечив высокий уровень конкуренции, сохранившийся до настоящего момента на многих сегментах рынка, например, в области лакокрасочных материалов, сухих строительных смесей и т.д. В других сегментах — таких, как кровельные материалы — смещения вкусов потребителя в сторону западного стандарта пока не произошло, и отечественная продукция продолжает пользоваться спросом. Здесь конкурентная среда остается весьма спокойной.

Около 30% составил рост рынка цемента в европейской части России лишь за I кв. 2007 г. Рекордными темпами растут цены на другие стройматериалы. За 2007 г. они подорожали в среднем на 10-20%, причем отдельные из них, например кирпич, на 50.

Цены на цемент в московском регионе только с января по май 2007 г. выросли в среднем на 30% и варьировались в диапазоне от 2720 до 4165 руб. за 1 т без учета доставки (300-325 руб. за 1 т). Цемента не хватает, а купить его на Московской фондовой бирже, где торгуют своей продукцией цементники, невозможно. Такая же ситуация с арматурой: она за указанный период подорожала на 32,8%. При этом отпускные цены на арматуру с начала года выросли на 20% — с 17 000 руб. до 21 000 руб. за тонну, но еще почти столько же накручивают торговые компании.

По утверждению Федеральной антимонопольной службы, жалоб со стороны строителей на повышение цен ни на цемент, ни на арматуру не было. Цементные заводы работают на пределе возможностей. Цены же взлетели потому, что спрос на цемент и арматуру превысил предложение: зима 2007 г. была теплой, и строители больше работали. Однако в ноябре 2007 г. ФАС представила в правительство предложения, которые призваны стабилизировать цены на цемент и другие стройматериалы.

Потребление строительного крепежа стабильно растет на 15% ежегодно. Общий объем годового потребления строительного крепежа в России оценивается в 160 тыс. т, в деньгах — $250 млн. При этом только 25% строительного крепежа производится отечественными предприятиями, остальное — импорт. Российская метизная промышленность метизов (металлических изделий) каждый год теряет 10-15% объема производства, постепенно сдавая внутренний рынок Китаю. Наша промышленность пока не может конкурировать с импортом из-за устаревших технологий и оборудования. Но любое предприятие, решившее эти проблемы, сможет успешно занять свою долю на рынке. Важно, чтобы в цене произведенного на месте товара транспортные расходы были сведены к минимуму. Многие компании, успешно торгующие крепежом, уже рассматривают возможность открытия собственного производства.

Включить затраты на стройматериалы в продажную стоимость строителям не удастся: цены на недвижимость диктует соотношение спроса и предложения, а не затраты застройщика (себестоимость). В структуре затрат на возведение готового здания доля арматуры составляет около 10%, а цемента — 3-7%. То есть подорожание металла и цемента на 30% повысит стоимость строительства примерно на 5.

Что касается степени концентрации, то в большинстве сегментов российского рынка стройматериалов она невелика. Большая часть торговли стройматериалами приходится на строительные рынки(как уже упоминалось ранее). По оценкам компании Castorama Rus, в зависимости от региона это от 40% до 75% продаж. Однако количество крупных игроков на рынке увеличивается. Быстро развиваются сети магазинов товаров для дома, строительства и ремонта — на сегодня это самый быстрорастущий сегмент розничной торговли. Наибольшее их количество сконцентрировано в Санкт-Петербурге. Особенно интересен новый розничный формат DIY (аббревиатура от Do It Yourself, что в переводе с английского означает «сделай сам»). Рынок стройматериалов уже начинает сегментироваться, появляются магазины, предлагающие узкий ассортимент товаров для дома, дачи, ремонта. Именно сегодня, пока игроки не поделили сегменты, идет процесс его формирования.

На рынке магазинов для ремонта и строительства, в так называемом сегменте DIY (do it yourself), в 2011 году обострилась конкуренция, свидетельствует рейтинг INFOLine. Лидерами рынка по-прежнему остаются международные сети OBI, Leroy Merlin и Castorama, однако в спину им уже дышит российский игрок «Метрика». Именно он в прошлом году показал наибольший прирост площадей — более 50%. Подходящих участков под строительные гипермаркеты становится все меньше, отмечают эксперты, и выиграет тот, кто наиболее гибко подойдет к выбору форматов.

Согласно рейтингу INFOLine «Розничная торговля DIY Household России», в 2011 году петербургская сеть «Метрика» увеличила свои площади на 52%, или на 44,5 тыс. кв. м (см. таблицу). По этому показателю российский ритейлер вышел на первое место, обогнав таких крупных международных игроков, как Leroy Merlin, Castorama и OBI. Второе место по приросту площадей занимает Castorama — они увеличились на 38,1 тыс. кв. м. Третий игрок — екатеринбургская компания «Трест СКМ» (сети «Суперстрой», «Стройарсенал»), которая открыла 21,2 тыс. кв. м новых площадей.

Крупные игроки этого сегмента сейчас чувствуют обострение конкуренции, особенно в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар и Ростов-на-Дону. Гипермаркеты требуют определенного формата земельного участка, его правильного местоположения и логистики. В Москве и Санкт-Петербурге таких площадок уже крайне мало, добавляет эксперт.

На этом фоне агрессивному развитию «Метрики» способствовал особый формат ее строительных супермаркетов с большим объемом открытых площадок и крытых ангаров, разработанный для небольших городов. Они могут динамично развиваться и быстро прирастать в площадях, потому что капитальные затраты у такого формата существенно меньше, чем для строительства крупных гипермаркетов.

При оценке объема прироста торговых площадей в INFOLine открытые площадки «Метрики» учитывали с понижающим коэффициентом 0,2, крытые ангары — 0,5.

Для российских ритейлеров все большую актуальность приобретает выход на рынки небольших городов и разработка для них новых форматов Кроме того, для игроков рынка DIY оптимально сейчас было бы выходить в города, где ведется комплексная застройка территорий.

В целом рынок товаров для дома, ремонта и строительства в России в 2011 году вырос более чем на 20% в рублевом выражении, по оценкам специалистов.

Резкий скачок цен на недвижимость и другие строительные объекты вызвал интерес со стороны различных структур. Сегодня многие крупные строительные холдинги (ДСК-1, СУ-155 и др.) активно наращивают строительные мощности и развивают собственные производственные мощности, так как не хотят зависеть от поставщиков.

Владелец «Базового элемента» и «Российского алюминия», постоянный заказчик строительных компаний, Олег Дерипаска в 2007 г. стал покупать один за другим строительные активы: «Главстрой», 50% «Трансстроя», доли в двух строительных гигантах — 30% австрийской Strabag и 9,99% немецкой Hochtief. До 2010 г. «Главстрой» намерен построить как минимум 10 заводов в шести регионах России. Это будут предприятия по производству газобетонных конструкций, силикатных и железобетонных изделий (ЖБИ), клееного бруса, извести и добавок для строительных смесей. «Трансстрой» построит взлетно-посадочную полосу и аэровокзальный комплекс аэропорта «Геленджик» общей стоимостью около $60 млн. За три года Дерипаска собирается создать уникальную компанию с оборотом $5 млрд, не имеющую аналогов в России. Это будет строительный холдинг западного образца. Внутри его будет несколько дивизионов: по автодорогам, аэропортам и коммерческой недвижимости. Рассматриваются и энергетика или железные дороги — правда, в эти сектора будет проникнуть очень сложно: монополисты слишком хорошо спелись со своими постоянными подрядчиками. Впрочем, по производительности труда Strabag они все равно не догонят. В австрийской компании при оборотах $14 млрд работает 53 000 человек, тогда как в Российских сопоставимых структурах — в разы больше.

Являясь результатом экономического роста в России, строительная отрасль может выступить и локомотивом этого роста, как это наблюдалось во многих странах на этапе их возрождения после экономической депрессии.

Вступление России в ВТО, в аспекте рынка недвижимости, может привести к сдвигам на строительном и финансовом рынках. Приход зарубежных конкурентоспособных компаний может изменить олигопольный строительный рынок. Новые компании с высокими технологиями и контролем качества, финансируемые иностранным капиталом, будут конкурировать в цене. С потребительской точки зрения, в краткосрочной перспективе вступление России в ВТО принесет немало выгод: увеличение объема предложения, корректировка цен вниз. Но в длительной перспективе – постепенное истощение сырьевых ресурсов, повышение внутренних тарифов на энергоносители, разорение отечественных производств и неконкурентоспособных компаний. Кроме того, рынок строительных материалов чувствителен к изменениям общей макроэкономической ситуации в стране, которая зависит от состояния рынка энергоносителей и мировой экономики.

Не секрет, что рынок строительных материалов сильно монополизирован. Например, более 50% рынка производства цемента принадлежит одной компании. Разумеется, что у монополии больше средств для модернизации производства, при условии того, что техническое обеспечение и производственные требование давно не отвечают мировым стандартам качества. Недостаток мощностей рождает дефицит продукции (рисунок 2.

Монополия способна диктовать свою ценовую политику, тем самым, удорожая стоимость жилья. В процесс удорожания жилья присовокупляются постоянный рост цен на энергоносители, сырье и транспортные перевозки. Вступление России в ВТО откроет границы иностранным производителям, чья продукция дешевле и, что важно, качественнее. Российская продукция станет неконкурентоспособной. Поэтому скорейшая модернизация, переход к новым системам качества продукции крайне важен для защиты рынка. Необходима также государственная протекционистская поддержка и законодательная защита. В любом случае стоимость строительных материалов будет дорожать с каждым годом, цены на энергоносители будут расти, а, следовательно, стоимость недвижимости в первичном секторе будет расти.

Как же бороться с постоянно растущими ценами на строительные материалы? Над этим вопросом с начала года ломают голову строительные компании и чиновники разных уровней. По данным Росстата с января 2007 года тот же цемент подорожал почти на 70%. Крупные строительные компании жалуются, что едва сводят концы с концами, а мелкие — что вообще работают себе в убыток. Сложившиеся условия просто вынуждают их повышать цены на недвижимость.

11 октября в Государственной думе России на совещании, посвященном регулированию цен на строительные материалы, первый заместитель генерального директора “Главмосстроя” Лариса Подворная, обратила внимание участников на проблему снижения не только рентабельности строительных компаний, но и заработной платы их работников.

Сами производители строительных материалов считают рост цен вполне обоснованным. Так еще в июле этого года директор по связям с общественностью ОАО «Евроцемент групп» Сергей Мещеряков высказал мнение, что причины роста цен на продукцию цементных заводов носят объективный характер: “Все дело в повышении цен на сырье, материалы, оборудование, в постоянном и существенном удорожании услуг естественных монополий, составляющих в себестоимости цемента более 60%. Например, в этом году газ подорожал на 15%, электроэнергия на 12,4%, шлак, который широко используется в производстве цемента, в четыре раза, металл в два раза и т. д.

Однако, по мнению президента АСР Николая Кошмана, «в росте цен на строительные материалы, кроме объективных факторов (рост цен на сырье, энергоносители, топливо и перевозки) прослеживается откровенная спекулятивная составляющая.

Начальник по ценообразованию ассоциации Павел Горячкин в свою очередь добавил, что “при отсутствии реальной конкуренции и дефиците мощностей биржа сознательно используется как инструмент обоснования высокой цены. Мы столкнулись с диктатом практически одного продавца.

В своем интервью для сертифицированный аналитик рынка недвижимости России Геннадий Стерник согласился с тем, что на рынке строительных материалов образовалась, своего рода, монополия. Однако наш эксперт не видит причин для увеличения цен на объекты недвижимости.

“Просто нельзя говорить о том, что повышение цен на строительные материалы приводит к повышению цен на жилье. Эти вещи разорваны. Одно от другого не зависит”, — отметил Стерник. На его взгляд «повышение цен на цемент, стройматериалы просто приводит к понижению доходности застройщика, уменьшает его прибыль “. А застройщик, в свою очередь, “пытается переложить это на покупателя.

Несмотря на это, в Ассоциации строителей считают, что удорожание строительных материалов ведет к росту цен на саму недвижимость. Директор Департамента ценообразования в строительстве и экспертно-аналитической работы АСР Павел Горячкин добавил, что “рост цен на строительные материалы угрожает эффективности государственных инвестиций практически во всех отраслях экономики.

Участники совещания в Госдуме сошлись во мнении, что необходимо принимать срочные меры по стабилизации цен на рынке строительных материалов. Резюмируя, Николай Кошман обозначил позицию АСР: “Мы не призываем к введению прямого государственного регулирования цен на строительные ресурсы, но считаем, что отдельные строительные материалы (цемент, щебень, песок, металл и т.п.) должны быть признаны государственной стратегической продукцией.

Как сообщает Интерфакс-Недвижимость, в свою очередь, глава комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум предложил создать “госкорпорацию по производству стройматериалов, по аналогии с теми институтами, которые сейчас внедряются”. По его словам, без участия государства невозможна стабилизация цен на рынке стройматериалов.

“Предложение о создании подобной госкорпорации – ошибка. Такие разговоры даже вестись не должны”, — заявил тут же президент строительного концерна “КРОСТ”. Алексей Добашин. По мнению собеседника агентства, “госкорпорации, безусловно, должны создаваться в “военке”, космической отрасли, но не в строительной.

Добашин считает, что на рынок надо вырываться через частную инициативу бизнеса и увеличение до 100 тыс. числа предприятий по производству стройматериалов. “Причем государство должно помогать не только крупному бизнесу в производстве стройматериалов, но и малому предпринимательству этого сектора. Например, долгосрочными кредитами с рыночным процентом”, — сказал он.

Схожего мнения придерживается и аналитик рынка недвижимости Геннадий Стерник. “Если мы все-таки клюнем на эти предложения, чтобы было государственное регулирование цен в отрасли, а не в естественной монополии, то это будет возврат к планово-распределительной экономике, и мы будем прощаться с нормальным рынком. И главное, народ это поддерживает, вот что обидно. Народ думает, что ему будет лучше. А будет хуже.

Что касается господдержки малых предприятий по производству стройматериалов, Стерник уверен, что в той мере, в которой она сегодня им оказывается – ее недостаточно. “Никто ими не интересуется, никто их не поддерживает. Они еле-еле выживают в силу своих возможностей. Ну, да там есть какие-то отдельные решения о поддержке, но на практике это действует очень слабо. Если взять хотя бы строительный комплекс Москвы и Московской области и посчитать крупные компании, которые можно подозревать в монополизме, и компании, которые строят один дом, то окажется, что компаний мелких очень много. Но если дальше разобраться, то окажется, что все они являются дочерними компаниями монополистов и поэтому – кого поддерживать? Поддерживать тех, кто итак монополист через их дочерние компании.

Вместе с тем, независимые эксперты рынка недвижимости уверены, что рычагов для регулирования цен в России достаточно. По словам Геннадия Стерника, “контроль и меры нужны, но только антимонопольного характера, а не государственного регулирования цен”. “Теоретически существует антимонопольный комитет, но он плохо работает и спохватывается, когда уже поздно”, — считает аналитик.

Проблема государственного регулирования строительной отрасли заключается в том, что работы по развитию и совершенствованию нормативно-правовой базы, гармонизации отечественных норм и стандартов идут медленно, а отечественные разработки в области технологии производства эффективных видов стройматериалов без комплексного обслуживания по монтажу и пусконаладочным работам, а также постгарантийному обслуживанию – практически не востребованы и не защищены.

Также государственное вмешательство необходимо в: 1. Развитии и поддержке импортозамещающей продукции отечественных производителей (комплексный подход регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий); 2. Контроле за деятельностью монополий; 3. Снижении налогового бремени на производственные предприятия; 4. Обеспечении правовых гарантий инвесторам, вкладывающим капитал в экономику РФ); 5. Создании взаимовыгодной для банков и предприятий системы долгосрочного кредитования.

Снижении импортных пошлин на невыпускаемые в России оборудование и сырье для строительства.

— Студопедия.Орг — 2014-2017 год. (0.828 с.