Постановка света для объектной и портретной съемки

Постановка света для объектной и портретной съемкиСколько бы ни говорили профессиональные фотографы о вреде стандартных шаблонов световых схем, освоить схемы студийного света без них на начальном этапе – невозможно. Прежде чем начать рассматривать классические схемы студийного света необходимо понять, что все в студийной фотографии подчинено, именно, постановке студийного света. Фотокамера лишь фиксирует ту или иную световую композицию. Естественно, есть и свои секреты съемки, но основная работа фотографа – построение верной схемы студийного света. Фотограф в фотостудии — это тот же художник, только его инструменты не кисти и мастихины, а всевозможные световые схемы. И перед тем, как браться за схемы студийного света, нужно хорошо усвоить некоторую терминологию, напрямую касающуюся светового инструментария.

Существуют четыре основных типа освещения, используемого в студии, каждый из которых выполняет свою задачу в постановке схемы света.

— Кey light – рисующий свет (главный, ключевой) предназначен для формирования основного светотеневого рисунка. Различные задачи имеют свои определенные световые схемы. Портрет в этом смысле можно назвать самым сложным жанром, поскольку требует безошибочного определения положения рисующего источника. Его мощность, как правило, на 1-1,5 ступеней (в 2-3 раза) выше всех остальных источников. Вспомогательные осветители и отражатели располагают в зависимости от характера светового рисунка и творческих задач.

Постановка студийного света всегда начинается с выбора типа рисующего источника, а конкретно – его жесткости. Будь то портрет или иной фотографический жанр, рисующее освещение может быть условно разделено на светотеневое и светотональное. В первом случае выбираются источники жесткого освещения, как правило, имеющие небольшие размеры рефлекторов, поверхность которых дает резкие тени. Светотональное освещение гораздо мягче и не дает резких теневых переходов, обеспечивая вместо них плавный градиент. Данный тип освещения достигается использованием световых источников с большими рассеивающими рефлекторами.

— Fill light – заполняющий свет, предназначенный для смягчения светотеневого рисунка. Другими словами: подсвечивает (заполняет) теневые участки объекта съемки или композиции. Источниками заполняющего света могут быть софтбоксы либо светоотражающие лайт-диски и лайт-панели. Заполняющий свет включают в себя практически все схемы студийного света. Портрет без заполняющего света получается с резкими, контрастными тенями и приобретет мистический либо абстрактный характер. Заполняющий свет обязательно должен быть мягким, бестеневым. Необходимое качество света легче всего создать софтбоксом, при правильном использовании которого, исключаются резкие или раздвоенные тени. Чем больше софтбокс и чем ближе он находится к модели, тем сильнее точка его расположения может быть смещена относительно оси съемки (фотокамера – модель.

— Back light – фоновый свет, придающий фотоснимкам объем и глубину, а также визуально отрывающий модель от заднего плана. Для подсветки фона обычно используют источники жесткого света такие, как ковш, тубус, простые рефлекторы, а также шторки. В качестве эффектов применяют цветные светофильтры, насадки с линзами Френеля, и маски Габо (фигурные трафареты для создания световых проекций.

— Accent Light – контровый (акцентирующий) свет, создает световой акцент на контуре силуэта модели. Может быть использован для подчеркивания фактуры одежды и волос. Для получения светового акцентирующего пятна используют тубусы, формирующие узкий поток лампы, рефлекторы со шторками и, реже – стрипбоксы. Постановка студийного света всегда подразумевает расположение контрового источника за спиной модели, о чем, собственно, и говорит его название. Контровый свет очень желателен для большинства портретных схем света.

Схема первая. Используя один источник света (моноблок + рефлектор «тарелка») и белый бумажный фон, мы создали жесткий рисунок света и тени, с четкими переходами между ними. Модель стоит вплотную к фону, чтобы источник света, расположенный фронтально, создавал короткую, плотную тень на белом фоне. Высота расположения моноблока может варьироваться в зависимости от поставленной задачи — чем выше моноблок относительно модели, тем длиннее будет тень. В идеале нужна стойка типа «журавль», это позволит расположить моноблок строго напротив модели и ничего не будет мешать съемке, как это может быть в случае использования обычной стойки.

Схема вторая. Используя один источник света (моноблок + белый зонт «на просвет») и черный бумажный фон, мы сделали портрет, где лицо модели освещено только с одной стороны. Такая схема света добавит глубины и выразительности портрету, хотя ее специфика в том, что подойдет она не любой модели. В данном случае модель располагается на некотором удалении от фона. Обычно моноблок располагается на уровне головы модели.

Схема третья. Используя два источника света (моноблоки + белые зонты «на просвет») и белый бумажный фон, мы располагаем их по диагонали относительно модели. Основной источник света расположен слева (см. схему) и работает как «рисующий», создавая мягкий свето-теневой рисунок. Дополнительный источник расположен справа за моделью (см. схему) и направлен на фон позади модели. Таким образом, дополнительный источник света работает одновременно как заполняющий», устраняя провалы в тенях справа от модели, и как «контровой», добавляя портрету «объем». Обратите внимание, что в данном случае модель располагается не параллельно относительно фона, а в «три четверти». Высота расположения основного источника света может варьироваться, обычно на уровне лица либо чуть выше. Дополнительный источник света можно расположить чуть ниже, на уровне плеч модели, чтобы более равномерно распределить свет на белом фоне. Этот снимок был сделан сквозь мокрое стекло.

Схема четвертая. В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + белые зонты «на просвет») и белый бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа относительно модели, каждый источник светит примерно под углом в 45 градусов (см. схему). В данном случае оба источника «работают» на заполнение сцены, создавая очень мягкий свето-теневой рисунок. Глубокие тени на лице модели с такой схемой отсутствуют. Высота расположения источников света может варьироваться. Обычно они располагаются на уровне глаз модели, либо чуть выше. При такой схеме белый фон за счет «недосвеченности» приобретает оттенок серого. Можно использовать этот эффект, либо скадрировать портрет так, чтобы фона не было видно. Кстати, при съемке портретов в стиле «beauty» мы часто используем портретный отражатель. И этот снимок наглядно демонстрирует преимущество использования этого фото-аксессуара. При съемке в студии он очень полезен — с его помощью можно более равномерно распределить свет по лицу, сделать переходы в тенях на шее и нижней части лица модели максимально мягкими. Здесь был использован маленький отражатель (на схеме не указан), диаметр-32 дюйма, рабочая поверхность — «серебро», расположение — по центру, на уровне груди модели.

Схема пятая. В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + белые зонты «на просвет») и черный бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа, по диагонали относительно модели. Главный источник установлен слева от модели, это наш «рисующий» свет, он образует на правой части лица модели световой треугольник (см. фото). Эту схему часто так и называют — «треугольник». Второй источник света расположен в данном случае справа, он создает «контровой» свет, подсвечивая волосы и фигуру модели, добавляет портрету объем. Легкая «засветка» фона изменяет чисто черный цвет на градации темно-серого. В данном случае это скорее преимущество, ведь серый — более легкий, нейтральный.

Схема шестая. Здесь нами было использовано два источника света (моноблоки + белые зонты «на просвет») и белый бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа относительно модели, каждый источник светит примерно под углом в 90 градусов (см. схему). В данном случае оба источника «работают» на заполнение, создавая мягкий свето-теневой рисунок слева и справа, при этом по центру лица модели мы получаем зону с глубокими тенями. Такая схема света добавит выразительности портрету, хотя подойдет и не каждому. Белый фон в этом случае приобретает оттенки серого.

Схема седьмая. В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + один белый зонт «на просвет») и черный бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа, по диагонали относительно модели (см. схему). Главный источник установлен почти фронтально относительно модели, это наш «заполняющий» свет, он образует практически равномерную освещенность сцены по всей ее площади. Второй источник света расположен справа и сзади, он создает «контровой» свет, подсвечивая фигуру модели, добавляет жесткости в общем световом ключе, благодаря ему появляется объем. В качестве рассеивателя применяется «чашка», идущая в комплекте с моноблоком. С ее помощью можно делать очень жесткие свето-теневые переходы, практически без градаций. Заметьте, что «контровой» источник был установлен еще для одной цели — эффектного «прорисовывания» мелких водяных брызг.

Схема восьмая. В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + белые зонты «на просвет») и белый бумажный фон. Устанавливаются оба источника позади модели, слева и справа и направляются на белый фон под углом около 45 градусов (см. схему). В данном случае оба источника «работают» на создание мягкого силуэтного портрета. За счет использования белого фона и «заполняющего», рассеянного света получается легкая засветка модели. Мелкие детали скрываются в тени, однако общие очертания лица вполне узнаваемы. При желании можно применить легкую цветовую тонировку фона, в данном случае мы использовали розовый, чтобы снимок был более нежным, теплым и чувственным.

Схема девятая. Используя два источника света (моноблок + рефлектор «тарелка» и моноблок + стандартная чашка) и белый бумажный фон, мы располагаем их так, как указано на схеме. «Тарелку» ставим фронтально, немного выше уровня глаз модели. В итоге получаем т.н. «бабочку» — для этой схемы света характерной особенностью является тень от носа модели в форме бабочки. Эта схема также носит название «голливудский портрет» — многие портреты в киноиндустрии сняты таким образом. Кстати, чем выше будет расположен рефлектор, тем длиннее будет тень от носа, здесь размеры тени минимальны, классическая схема предполагает чуть более длинную тень. Модель на фото стоит на расстоянии около метра от фона, тень от фигуры падает на фон, тем самым делая кадр более «плотным». Это совсем не обязательное условие, особенно, если делать съемку лицевого портрета. В идеале нужна стойка типа «журавль», это позволит расположить моноблок строго напротив модели и ничего не будет мешать съемке, как это может быть в случае использования обычной стойки. Дополнительный источник света был расположен сразу за моделью, на уровне плеч, создавая «контровое» освещение. Так мы получили «прорисовывание» фактуры волос и добавили объема снимку.

Схема десятая. Эта схема — скорее бонус, так как она очень похожа на четвертую, здесь практически такое же расположение моноблоков, также использованы белые зонты и белый бумажный фон (см. схему). Однако, существенным отличием этой схемы от предыдущих является отсутствие импульсного света — этот портрет был снят исключительно с пилотным светом. За счет гораздо меньшей мощности света можно сделать портрет с максимально короткой глубиной резкости.

Есть несколько типов освещения лица модели: широкий свет и короткий свет (фронтальный, боковой, и различные их варианты.

Освещение в три четверти: Широкий тип. Универсально расположенный рисующий свет для официальной фотографии. Источник света установлен около камеры, чтобы осветить обращенную к камере сторону лица. Тень минимизирована. Это самый подходящий тип освещения для нормальных и узких лиц.

Paramount (гламурный свет). Данный тип света называется в честь студии Paramount и также известен как: бабочка, голивудский или гламурный свет. Это мягкий и «женственный» рисующий свет, направленный прямо на лицо модели и позволяет максимально идеализировать ее кожу. Рисующий свет помещен справа выше уровня глаз, заполняющий там же, но — ниже рисующего. Еще можно использовать отражатель сбоку от модели. Так мы сформируем симметрическую тень от носа, которая должна не более чем половина от длины губ.

Петля (вариант схемы Paramount). Такая схема света позволяет сформировать красивую тени на щеке модели, которая обращена ближе всего к рисующему свету. Ключевой свет должен быть ниже чем при использовании в схеме Paramount и расположен ближе к фону. Заполняющий свет должен быть на уровне с камерой, выше по отношению к рисующему и расположен напротив. Освещение Петля помогает расширить лицо и подходит для работы с узкими лицами с румяной кожей. Петля от области носа не должна коснуться теневой области стороны лица. Это — самая интересная световая схема. Эта световая схема создает интересный трехмерный эффект лица и тела модели.

Короткий свет — полное освещение стороны лица которая не направлена в камеру; частичное (узкое) освещение стороны лица, которая направлена в камеру. Такие схемы полезны, когда Вы фотографируете широкие лица. Это очень интересная и драматическая схема света так как зритель видит больше теней. Также такой свет немного заостряет черты лица.

Схема света 3/4: Источники света находится в 3 четвертях: универсальное расположение рисующего света подходит для различных типов лиц. Минимальная освещенность визуально сужает лицо. Это приемлемое световое решение, даже если модель поворачивает голову во время сьемки в сторону.

Рембрандтовский свет (45 градусное освещение). Драматические, «мужской , свет настроения. Очень интересная схема света где источник рисующего света размещен на уровне щеки. Это не яркий свет. На теневой стороне лица получается типичный световой треугольник.

Разделенный свет . Такой тип освещения создает эффект, подобный горящей свече: только одна часть лица освещена.Рисующий свет находится на уровне носа. Заполняющий свет может быть поднят или сдвинут ближе к камере. Это очень эффективно для существенного «сужения» лица, носа, скрывая любые лицевые дефекты.

Профильный свет . Освещение профиля/контура модели. Рисующий свет (когда фотографируете профиль модели) помещен позади объекта (человек смотрит на отражатель или на источник рисующего света). Профиль-кромка . Вы должны создать освещение контура с помощью рисующего света. Используя рисующий свет чтобы подсветить стрижку, поднимите немного источник света для достижения эффекта.

Ключевым моментом в создании любого фотоизображения является правильное освещение. Искусственный свет на съемочной площадке позволяет гибко управлять освещением, контролировать светотеневой рисунок на объектах, а также регулировать и создавать соответствующий контраст. Поговорим о том, как можно правильно использовать пространство домашней комнаты для получения различных светотеневых рисунков. Так как речь идет о создании студийных условий в небольшой комнате, условимся, что акцент будет сделан на съемку портретов. В начале статьи еще раз остановимся на выборе фокусного расстояния объектива при фотосъемке людей. Основной характеристикой объектива является его фокусное расстояние, которое всегда указывается на оправе, — узнать, какой объектив установлен на фотокамере, не составляет труда. При работе узкоформатной камерой (формат кадра — 24х36 мм) для съемки портретов предпочтительнее использовать объективы с фокусными расстояниями от 85 мм. (Далее все фокусные расстояния объективов мы будем приводить к наиболее привычному формату кадра узкой пленки 24х36 мм. При работе с цифровыми камерами необходимо учитывать кроп-фактор, который указан в технических характеристиках к фотоаппарату). Если не говорить о спецэффектах и нестандартных ракурсах, то 85 мм — это тот минимум «фокуса», который вообще можно применять для портретной съемки. Еще лучше использовать объективы от 100 до 180 мм («портретники»). Впрочем, это не значит, что «сверхдлинными» объективами нельзя получать прекрасные портреты. Но в студийных условиях использование «сверхдлинных» объективов (фокусное расстояние — 200—300 мм) нецелесообразно, а в комнатных условиях даже невозможно. Всякий объектив «рисует» прежде всего перспективное положение объекта. И тут важны два фактора: точка съемки и фокусное расстояние (угол поля зрения). Длиннофокусные объективы приближают задний план и, как правило, передают форму, отвечающую представлениям нашего бинокулярного зрения. Короткофокусные объективы при съемке с близкой дистанции, напротив, заметно искажают перспективу и отдаляют задний план. Поэтому форма объектов изменяется относительно наших привычных представлений о ней. Перед вами две фотографии (фото 1, 2), снятые объективами с разными фокусными расстояниями. Отчетливо видно, что там, где съемка велась длиннофокусным объективом (f=135 мм), пропорции лица и туловища переданы правильно, искажений нет, и сходство, а значит, и узнаваемость максимальны. Другой кадр сделан объективом с фокусом 60 мм. И на этом снимке хорошо видны перспективные искажения. Пропорции лица и туловища нарушены, а в связи с этим появляются проблемы со сходством, красотой, эстетикой и т. д. (Вообще считается, что разницу в пропорциях между объектом и его изображением, превышающую 3—5 %, уже замечает человеческий глаз.) Почему же это происходит? Объект съемки пространствен и состоит из множества элементов, находящихся на разных расстояниях от точки съемки (объектива). В образовании фотоизображения действует закономерность: масштаб изображения на снимке определяется отношением размера изображения на пленке (матрице) к действительным размерам объекта в плоскости резкости. Масштаб изображения прямо пропорционален фокусному расстоянию объектива и находится в обратной зависимости от расстояния, с которого ведется съемка. Таким образом, чем ближе фотографируемый объект к точке съемки, тем крупнее он будет на снимке, и наоборот, чем дальше объект съемки, тем он будет мельче. Детали переднего плана изображаются крупно, а отдаленные детали — мелко. Для того чтобы эти различия в масштабах были как можно меньше, необходимо выбирать достаточно длиннофокусный объектив. Если диагональ кадра узкой пленки примерно 43 мм, то объектив для портретной съемки выбирается, например, из расчета 43х3=129 мм. Зум-объектив, который обеспечивает возможность работы на фокусах 100—180 мм, позволяет комфортно вести портретную фотосъемку. Все схемы освещения, которые рассматриваются в этой статье, будут организованы при помощи минимального количества осветительных приборов и насадок. Не будем забывать, что комната имеет небольшие размеры и невысокий потолок. Практически все компании, которые продают студийное импульсное оборудование, имеют в своем ассортименте готовые комплекты (их еще называют мини-студии), куда обычно входят два-три моноблока, стойки по количеству приборов, рефлекторы и зонты. Есть варианты, когда такие наборы комплектуются и небольшим софт-боксом. В зависимости от марки производителя и мощности моноблоков, входящих в комплект, их цена варьируется от 500 до 1500 долларов. Есть на нашем рынке и наборы по цене ниже 500 долларов, но комплектуются они осветительными приборами, которые моноблоками назвать никак нельзя. Важно, что это тоже импульсные устройства, и при определенных навыках ими успешно можно решать многие фотографические задачи. Условимся, что комплект для «домашней» студии состоит из двух моноблоков с плавной регулировкой, двух зонтичных рефлекторов, двух фотозонтов на просвет, двух штативов для приборов и отражателя диаметром 1 метр. Если ваша камера имеет синхроконтакт для вспышки, то можно синхронизировать камеру и осветительные приборы синхрокабелем. Если такого разъема нет, необходимо купить трансмиттер (устройство для синхронизации камеры с моноблоками, устанавливающееся в «горячий башмак») или использовать внешнюю вспышку с ручными режимами. При использовании пленочной камеры обязателен флэшметр (прибор для определения экспозиции), без него определить расчетную диафрагму будет крайне сложно. Если снимать цифровой камерой, то, сделав несколько пробных тестовых кадров, можно «вычислить» правильную диафрагму и проконтролировать диапазон яркостей по гистограмме. (Вообще говоря, если позволяют финансовые возможности, лучше купить флэшметр и пользоваться им независимо от типа камеры.) Самая простая схема света показана на фото 3. Один источник света расположен чуть выше фотоаппарата по оптической оси объектива. Используя на моноблоке зонт на просвет, получаем фронтальное рассеянное освещение. Степень рассеяния можно регулировать, перемещая полусферу зонта ближе или дальше от прибора. При близком расположении зонта к вспышке можно получить даже рассеянно-направленный свет, а на поверхности полупрозрачной ткани отчетливо будет видно небольшое светящееся пятно. В принципе это самое неинтересное освещение, так как свет не моделирует форму лица, и оно становится довольно широким, с мелкими чертами, без объема. В конечном итоге получается плоское изображение. На фото 4 хорошо заметно, что контраст изображения выше, чем на фото 3, хотя освещение не менялось. Изображение получается более контрастным, если стены в комнате оклеены темными обоями и пол застелен темным паласом. Такие условия предпочтительны при использовании фронтального рассеянного света, но все же принципиально другого светового рисунка на лице модели получить, применяя фронтальную схему освещения, невозможно. Считается, что для обычной съемки портретов наилучшим является освещение, когда источник рисующего света расположен левее или правее от камеры на 40—50 градусов и приподнят над головой. Утверждать, что только при такой схеме света возможно добиться необходимого результата мы, конечно, не будем. Ведь для решения определенных задач используется большое количество световых схем, и креативный подход к созданию изображения только приветствуется. Но для того чтобы применять сложные схемы света, нужно научиться создавать и управлять простым освещением. В данном случае важно научиться понимать, как распределяется светотень при расположении рассеянного источника света в конкретных (в данном случае «комнатных») условиях. В небольших помещениях важную вспомогательную роль играют стены, потолок и пол, их окраска и тон. В одних случаях они помогают, в других — нет. В большинстве случаев потолки в квартирах относительно невысокие и светлые, — это и создает максимальные неудобства. Исключается возможность располагать источники света достаточно высоко над объектом, поэтому создается большая отражающая панель над всей съемочной площадкой. Если вы задумали сделать фотографию в низком ключе, т. е. в темных тонах, потребуется немало усилий, дабы ограничить нежелательный отраженный верхний и боковой свет. Застелить же темной тканью пол труда не составит. Вернемся к распределению светового потока от источника света, на который установлен зонт. Когда у вас нет возможности пользоваться большими рассеивающими устройствами (большие софт-боксы или белые панели и прозрачные экраны), применение зонта на просвет видится самым разумным решением для получения диффузного, мягкого освещения. Если в этом случае комната будет светлая, то использование отражателя или второго источника света нецелесообразно, — исключение может быть только тогда, когда надо получить бестеневое освещение. Чем ближе светящаяся полусфера зонта будет располагаться к объекту съемки, тем мягче получится светотень, и, наоборот, при удалении тень становится жестче. Если необходимо получить светотень еще жестче, можно использовать этот же зонт на отражение. В этом случае внешнюю полусферу зонта лучше накрыть черной непрозрачной тканью, что предотвратит нежелательное распространение светового потока. Сама тень, а точнее ее геометрия, заметно изменится. Такая же схема света в темной комнате создаст более жесткую светотень на объекте, а это, в свою очередь, предусматривает использование второго прибора или отражателя для выравнивания теней или организации общего заполняющего освещения. На фото 5 хорошо видно, что работает только один источник света (зонт на просвет). Стены завешаны серой бумагой, отражается свет от потолка и частично от пола. Если вы считаете, что тени недостаточно смягчены, можно использовать отражатель. А вот глубокие черные тени получить при этом достаточно сложно. На фото 6 использован черный бархат, размещенный с противоположной стороны от основного света. Чтобы получить такие тени, необходимо застелить пол и ограничить свет, отраженный от потолка. При этом основной свет — рассеянный. Это обеспечивает красивые тональные переходы в тенях. При такой съемке немалую роль играет качество оптики, правильный подбор фотопленки и ее формата. Цифровые фотоаппараты также должны обладать самыми высокими характеристиками. Для создания бесфактурного и ровного фона чаще всего используются специальные бумажные фотофоны разных цветов. Из-за небольших размеров «комнатных» студий возникают пространственные ограничения. Расстояние от объекта до фона чаще всего небольшое и равно приблизительно одному метру. В таких условиях нередко возникают проблемы с получением черного заднего плана. Из-за отражений световых потоков от потолка, стен и пола даже черные «задники» будут на изображении темно-серыми, но никак не черные. В таких случаях необходимо ограничивать свет сверху, применяя черные каширующие устройства, застилать пол черным материалом, а также завешивать стены. Хотя все это и потребует дополнительных затрат и навыков, другого выхода все равно нет. На фото 7 — модель на черном бумажном фоне. Расстояние от модели до фона — 1,5 метра. Если не ограничивать свет сверху, снизу и с боков, то не удается получить необходимый черный фон. На фото 8 условия съемки те же, но пол застелен черной тканью, сверху над моделью расположен затенитель большого размера, правая сторона стены завешана темным материалом. Чтобы отделить модель от фона, не мешало бы поставить контровый источник света, но… По условиям нашего задания у нас имеются только два моноблока и зонтичные рефлекторы. Даже используя один прибор и отражатель для рисующего и выравнивающего освещения, второй источник света с зонтичным рефлектором в нашем случае не годится для создания контрового света. Необходимы специальные насадки, которые могли бы ограничить и придать определенное направление контровому освещению. Это может быть стандартный рефлектор с сотовым фильтром или рефлектор, на котором предусмотрено крепление системы шторок. Можно использовать узколучевую насадку — тубус или дорогостоящий оптический прибор прожекторного типа. К сожалению, в современных пособиях по фотосъемкам предпочитают не писать о том, с какими проблемами можно столкнуться при организации «домашней» студии. Пояснительные иллюстрации часто не соответствуют практическим советам и описанию световых схем освещения. Также часто, формируя комплекты двумя моноблоками и зонтами, производители и продавцы светового оборудования советуют приобретать наборы именно для организации студийного освещения в домашних условиях. А как мы видим, такого набора часто недостаточно для реализации творческих замыслов. Фраза «насадок много не бывает» актуальна при организации любой по размерам фотостудии, поэтому перед покупкой «света» лучше сразу продумать нюансы съемочного процесса и особенности вашего помещения. Правильно подобранное студийное оборудование — залог ваших успехов! Во многих случаях требуется легкое заднее боковое освещение для волос или других частей объекта. Такой контровый свет можно создать фотографическим лайт-диском (отражателем), лучше с серебристым покрытием. Отражатель устанавливается на небольшом расстоянии от объекта, и по необходимости регулируется направление отраженного света (фото 11). Помните, что отражатель не будет эффективен для подсветки слишком темных волос (особенно жгуче-черных), силы диффузного светового потока будет недостаточно. Поэтому темные волосы лучше подсвечивать дополнительным осветительным прибором. Рассмотрим еще одну несложную, но интересную схему освещения. На фото 9 используются два моноблока с зонтами, расположенными слева и справа от модели, и они отодвинуты слегка назад, ближе к фону. Такая конструкция света не требует большого пространства. Освещение, по сути, является контровым и поэтому подчеркивает детали объекта, выявляет структуру кожи. Варьируя степень рассеяния и необходимый контраст, можно получать достаточно необычные портреты. При этом всегда нужно использовать заполняющее освещение, в нашем случае — отражатель, который помещен перед моделью (фото 10). На фото 12 используется третий моноблок в роли заполняющего источника света.

Иногда для того, чтобы получить нужный результат вполне достаточно одного источника освещения. Для получения фото, показанного ниже, использовался небольшой софтбокс, находящийся сзади и несколько выше камеры.

На получившемся изображении, практически нет теней, так как источник света находился рядом с камерой. Фон освещать не было необходимости, так как модель стояла близко от него, а тень располагалась за ней и не видна в кадре. При таком способе освещения хорошо скрадываются все дефекты кожи, которые отчетливо видны при боковом освещении. То как при съемке были расположены источники света почти всегда можно хорошо видеть в зрачках модели. В данном случае – строго по центру. В домашних условиях такое освещение можно получить, поставив модель напротив освещенного окна. Внизу представлен еще один вариант освещения с одним источником света.

Источник света (софтбокс 30х130 см) располагался слева от модели, равномерно освещая левый бок. Для того, чтобы правый бок не оказался слишком темным. софтбокс стоял не точно сбоку, а немного ближе к камере. Фон не освещался, так как модель стояла близко к нему, а тень от нее не попадала в кадр, так как освещение было слева, а не спереди. Рядом с правым бедром держался небольшой (30х40см) отражатель из мятой фольги, наклеенной на картон. В результате бедро окалось подсвеченным отраженным светом.

Правильное использование небольшого пространства открывает большие возможности при работе с осветительным студийным оборудованием. Но при всем этом всегда надо разумно подходить к выбору технического обеспечения и помнить о главном. Хотя фотографическая техника, в том числе осветительное оборудование, камеры и объективы способствует получению совершенного изображения, она, эта техника, должна служить идее. Творческое фотографирование заключается в том, что мастер управляет предоставленными ему изобразительно-выразительными средствами, а не пассивно следует за ними. Философия здесь очень проста. Несовершенная творческая воля всегда должна быть чуть-чуть выше «математики» и технического совершенства.

Информация Посетители, находящиеся в группе Гости . не могут оставлять комментарии к данной публикации.