Предметная съемка

Предметная съемкаПредметная съемка.

Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с таким масштабным направлением в фотографии, как предметная съемка. Ее популярность и востребованность в наше время сложно переоценить — это и съемка для каталогов и онлайн-аукционов, и выпуск печатной продукции вроде календарей и книг; это всевозможные натюрморты и фуд-фотография.

Немалая доля рекламной продукции приходится именно на предметную съемку — сегмент сложный и требовательный к качеству, где фотограф, опытный мастер, показывают действительно высший пилотаж, создавая великолепные и захватывающие дух произведения. Самые «сложные» предметы в такой съемке — из стекла, с отражающими поверхностями. Еще очень непросто работать с жидкостями. А если в сюжет требуется добавить динамику, реализуя это в живую, а не средствами фотошопа. Но это уже совсем другая история, а мы пока вернемся к первому шагу.

Мне хочется, чтобы ваше знакомство с «предметкой» началось с чего-то более доступного, поэтому далее мы будем говорить о съемке на белом фоне . Кстати, это еще и популярнейшее направление в стоковой фотографии. Итак, сегодня я расскажу о том, как снимать на белом фоне (существуют термины для таких съемок — «под вырез» или «изолят»), какие источники света, подложка и фон вам понадобятся. И конечно же материал включает в себя рекомендации по установке света.

В предметной фотографии, как и в других ее направлениях, главное — свет. Научившись обращаться с ним, можно говорить о становлении фотографа, как специалиста в своей области, ведь именно благодаря грамотной постановке света есть возможность показать предмет в его лучшем виде, продемонстрировать его фактуру, цвет. Если возьметесь осваивать «предметку», вас будет ждать приятный бонус: так как ваши объекты съемки не будут вредничать и уставать при продолжительных фотосессиях, и к тому же всегда выглядят одинаково, гарантируя предсказуемость результата (это не относится к съемке органики!) — вы получите полную свободу в творческом поиске, сколько бы времени это у вас не занимало. А научившись работать со светом в предметной фотографии, вам будет проще работать с людьми. Почему? Да потому, что в обоих случаях вы используете свет и световые схемы.

На мой взгляд, начинать изучение «предметки» лучше всего со съемки «изолятов» — это фото одного или группы предметов на белом фоне. Чаще всего «изолят» используется для последующей загрузки на микростоки (фотобанки) и для различных каталогов. Для «изолята» характерен мягкий, заполняющий световой рисунок без густых теней, с большой глубиной резкости.

Как выглядит набор начинающего предметного фотографа? Цифровой фотоаппарат, источник света, кусок белого ватмана и собственно сам объект. И ежу понятно, что это самый-самый минимум, чем глубже фотограф «погружается в тему», тем проще увидеть, чего еще не хватает для работы. В основном, это касается разнообразного технического оснащения. Хорошо, если у вас изначально есть цифровая камера с возможностью смены оптики, штатив, одна-две вспышки, стойки и белые зонты на просвет. И совсем хорошо, если у вас есть два и более моноблока с насадками типа софтбокс/октобокс/стрипбокс, отражатели, качественная оптика с подходящим фокусным расстоянием (не создающая геометрических искажений) и т.д.

Для начала в качестве подложки и фона можно использовать обычный лист белого ватмана формата А1 — благо, стоит он копейки, а по характеристикам вполне соответствует даже строгим требованиям микростоков. Хотя продвинутые предметщики обычно не используют ватман (ввиду низкой износоустойчивости), так что сразу уясните — бумажный фон это расходный материал. В арсенале профи-предметщика точно есть разнообразный пластик, оракал, ткани и другие материалы для подложки — как с матовой так и глянцевой рабочей поверхностью. Есть в арсенале профи еще и предметный столик — работать с ним не слишком удобно, говорю по собственному опыту, зато если нужно посветить на предмет снизу вверх, сквозь матовую пластиковую подложку — предметный столик становится незаменимым инструментом.

Итак, понадобится три-четыре источника света, например, вспышки на стойках с белыми зонтми а также лист ватмана. Приобрести набор вспышек можно недорого: эконом-версия из трех китайских вспышек, радио-синхронизатора, зонтов и стоек обойдется примерно в 3000 грн.

А теперь самое время перейти к съемке. Для освещения предмета мы будем использовать три вспышки и белые зонты на просвет. Две из них устанавливаем слева и справа от предмета. Мощность импульса вспышки, которая слева, выставляется раза в полтора-два больше, чем у той, что справа. В таком случае слева получим рисующий свет, а справа — заполняющий. Можно и наоборот. Замечу, что без заполняющего источника у вас получится слишком неравномерное освещение предмета, тени будут слишком густыми. Что касается мощности вспышек, ее лучше выставлять индивидуально для каждого предмета, это хорошее поле для экспериментов. Третью вспышку можно установить сзади и светить на просвет фона (см. иллюстрацию.

Можно использовать третий источник иначе: с белым зонтом на просвет направить вспышку на фон, с той же целью — равномерно подсвечивать его. Если у вас есть еще и четвертый источник + белый зонт, можно установить его так, чтобы светить на предмет сверху.

В целом, ваша задача на первых порах будет заключаться в установке правильной мощности импульса вспышек. Начинайте с малых значений, плавно увеличивая мощность до тех пор, пока не будет достигнут идеально белый цвет фона на снимках. Параллельно нужно следить за тем, чтобы на самых светлых участках предмета не было пересветов. Для контроля переэкспонированных областей в любой зеркалке есть специальная опция, ее не помешает включить.

Не советую устанавливать предмет съемки близко к фону — он дает достаточно сильную засветку, являясь еще одним источником света и может дать пересветы по краям предмета.

Теперь вы знаете, как снимать предметы на белом фоне, используя три-четыре источника света.

Начать снимать «предметку» относительно легко, но добиться впечатляющих результатов и создать свой стиль, который будет вашей визитной карточкой, быть востребованным и получать высокооплачиваемые заказы — невероятно сложно. Потому как между съемкой, к примеру, каталога продуктов для супермаркета и созданием коллекционного издания, посвященного истории холодного оружия — пропасть. И если вы пока стоите на самой первой ступеньке длинной лестницы, то вам еще многому предстоит научиться. Не бойтесь трудностей. Помните, что дорогу осилит идущий.

Юрий Кривенко. специально для.