Свет и освещение в фотографии

Свет и освещение в фотографииСвет и освещение в фотографии.

1 Свет и освещение в фотографии Майкл Лэнгфорд Свет это основной материал фотографа. Количеством света определяется, возможно ли вообще сделать снимок, а от его качества и направления зависит, как объект будет передан на изображении. Чтобы хорошо скомпоновать кадр, вы должны научиться предугадывать, как изменение освещения повлияет на окружающие вас предметы. Освещение способно передать настроение, привлечь внимание к какой-то детали, подчеркнуть либо исказить форму, выделить фактуру. Иногда удается выбрать освещение, необходимое, по вашему мнению, для данного объекта, нужно просто подождать подходящей погоды или времени дня. В других случаях приходится пользоваться тем освещением, которое имеется, стараясь получить от него все возможное. Солнечный свет в ясный день дает довольно жесткое освещение. Тени обычно сильно затемнены, а края резко очерчены. Иногда тени выглядят ярче самого объекта и сливаются с его формой. Жесткое освещение позволяет прекрасно выделить фактуру, форму, создать интересные узоры, но оно нивелирует детали, упрощает поверхности в зонах яркого света или густой тени. В ходе фотографического процесса от экспонирования до печати контраст между светлыми и темными участками увеличивается, поэтому при жестком освещении окончательный отпечаток будет чересчур контрастным. На другом полюсе уличный свет, рассеянный туманом или сильной облачностью, он дает очень мягкое освещение. Тени довольно слабые и не доминируют в изображении, малая контрастность помогает передать форму предметов, подчеркнуть объемы. Такое освещение больше подходит для сложных, имеющих много деталей объектов, которые при наличии резких теней было бы трудно запечатлеть с достаточной четкостью. Жесткий свет Жесткое освещение возникает, когда имеется относительно компактный источник света. Зоны позади объекта создают сильные тени, снимок слева вверху. К источникам жесткого света относятся солнце (оно относительно невелико на фоне неба), лампывспышки, электрические лампы. Мягкий свет Освещение смягчается, если свет рассеянный, скажем, когда солнце пробивается сквозь облака или свет отражается от светлой поверхности. В результате создается усредненное освещение, зоны теней лишены яркости, их края смягчены (снимок вверху.

2 Жесткий солнечный свет вечером На снимке вверху видно, как жесткий свет позволяет выделить простые формы. Сильные лучи вечернего солнца выявляют грубую фактуру стен, фигура человека вырисовывается почти силуэтом, за счет длинных теней создаются интересные линии. Экспозиция замерялась по белым стенам, чтобы с максимальной точностью передать каменную кладку и ограничить теневые участки густыми черными проемами. Мягкий рассеянный дневной свет.

3 Портрет выше был сделан днем при затянутом облаками небе, здесь видно, как рассеянное освещение помогает передать форму и детали. Если вы стремитесь к максимальному прочтению деталей, освещение часто оказывается самым удачным именно в пасмурные дни. Поскольку свет был довольно тусклым, диафрагму открыли широко (f4), что позволило дать сильную дифференциальную фокусировку. Экспозиция замерялась около лица девочки. Направление освещения Наряду с качеством освещения на контраст оказывает влияние его направление. Контраст тесно связан с тональным диапазоном объекта, он дает возможность выявить форму. Когда свет жесткий, контраст обычно велик, в этом случае направление освещения позволяет подчеркнуть или сгладить форму объекта, как показано справа. Если объект неподвижен, можно поменять точку съемки, чтобы оптимально использовать имеющееся освещение. Наиболее сильный эффект обычно достигается при боковом освещении, в снимке чувствуется глубина; если источник света находится позади камеры (переднее освещение), прорисовка в деталях, фактура и глубина переданы минимально; при съемке против света (заднее освещение) возникает сильный контраст, нивелируются детали, упрощается форма. (Никогда не смотрите на дневное солнце через фотоаппарат. Вы навсегда испортите и зрение, и аппарат.) Иногда можно сначала найти идеальную точку съемки, а затем вернуться к ней, когда направление и качество освещения дадут желаемый эффект. На качество естественного освещения большое влияние оказывают время суток и погодные условия. На практике в поисках точки съемки часто приходится выбирать между лучшим видом на объект или лучшим использованием имеющегося освещения. Направление освещения и форма.

4 Съемка выше велась с одной и той же точки, но в разное время суток. По фотографиям видно, как направление освещения отражается на форме. Верхний снимок сделан рано утром, когда солнце находилось за фотоаппаратом и свет был жестким. Все поверхности здания освещены ровно, детали видны достаточно четко. Но форма здания передана слабо, трудно разграничить плоскости, расположенные под углом друг к другу. На нижнем снимке солнечный свет также достаточно жесткий. Но здесь день близился к вечеру, солнце опускалось и находилось слева от аппарата. Передняя и боковые поверхности каждой башни разграничены, яснее воспринимается форма окон. Снимок имеет большую глубину, однако за счет сильных теней потеряны детали. Заднее освещение: сильная контрастность Этот снимок аббатства Уитби в Йоркшире, Англия, сделан прямо против заходящего солнца, поэтому контраст очень велик и здание воспринимается как двухмерный силуэт. Освещение выделяет хрупкие формы окон, но почти все остальные детали потеряны. Для усиления контраста экспозиция замерялась по яркому небу справа от аббатства. Точка съемки выбрана так. чтобы на снимке получились отблески солнца. В целом снимок получился эффектным, драматичным.

5 Как использовать высокий контраст Снимок романиста Уильяма Берроуза показывает, как можно упростить портрет, если управлять контрастностью. Он был сделан в помещении, за спиной писателя большое окно. Темная обстановка комнаты позади фотографа очень слабо отражает свет, падающий из окна. Фотограф замерял экспозицию по лбу, и детали переданы только на освещенном профиле. Как использовать низкий контраст Школьница также была освещена мягким направленным светом из окна, но яркие окружающие предметы (включая книгу на парте) отразили рассеянный свет на затененные участки. Благодаря.

6 этому удалось выявить мелкие детали, особенно на лице девочки. Если при съемке крупных планов вы хотите снизить контраст, расположите около аппарата лист белой бумаги или кусок белой ткани, чтобы отразить свет на затененные участки. При съемке на открытом воздухе подобным образом на контраст влияют светлое небо, здание нли забор. ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ Используя искусственное освещение, вы можете полностью контролировать направление, качество и силу света, перемещать источники света, рассеивать его или отражать. Появляется возможность использовать свет для достижения специальных эффектов. Но в большинстве случаев понадобится такое освещение, которое будет выглядеть естественным и выигрышным для основного объекта. Применение искусственного освещения имеет свои ограничения. Например, обычно мы видим одну группу теней, потому что источник света один солнце, а не две или три, если этих источников несколько. Естественный свет обычно падает на объект сверху, а не снизу. Все, что вам уже известно о характере и направлении естественного света, применимо и к искусственному. Вы можете воспользоваться источником жесткого света, таким как прожектор, лампа-вспышка или настольная лампа, чтобы освещение по характеру напоминало прямой солнечный свет. Можно применить и источник заливающего света, чтобы освещение было помягче, как при облачном небе. При любом источнике света возможен эффект облачного неба, для чего свет нужно рассеять через кальку или отразить его от матовой белой поверхности. Естественный и искусственный свет В большинстве случаев при съемке вам понадобится такой искусственный свет, который в полной мере заменит естественный. Необычные условия освещения потребуются только для достижения специальных эффектов. Для имитации естественного света надо уметь правильно расположить лампы и управлять характером освещения с большой точностью. Верхний снимок был сделан при рассеянном свете. Лицо девушки проработано четко, никаких жестких теней нет. Нижний снимок сделан при искусственном освещении, источники света расположили очень тщательно, чтобы рассеянный свет был таким, как при естественных условиях. Использованы два прожектора заливающего света, один в качестве основного источника, другой для заполнения теней. Объект, как и в первом случае, освещен хорошо, детали переданы четко, изображение ясное и резкое. Рассеяние Калька, фигурное стекло, молочного цвета пластик рассеивают проходящий через них свет. Качество его меняется с жесткого на мягкий. Зеркальное отражение.

7 Когда прямой свет отражается от блестящей светлой поверхности, он остается жестким и направленным. Отражение передается как яркое пятно. Рассеянное отражение Отражающие, неровные поверхности промокательная бумага и другие фактурные материалы, рассеивают свет. Это меняет его характер с жесткого на мягкий. Избирательное поглощение Гладкие серые или цветные поверхности частично поглощают свет, а остальную его часть отражают. Цветные поверхности отражают определенные длины волн; серые поверхности некоторый процент всех длин волн. Поглощение Черная поверхность поглощает большую часть падающего на нее света. Световая энергия обычно преобразуется в тепло, поэтому темные объекты или оборудование обычно быстро нагреваются. Осветительное оборудование Есть два типа осветительных приборов, где используется нить накаливания: прожектора и лампы заливающего света. Прожектора это небольшие прозрачные лампы, дающие сосредоточенный луч жесткого света. Его можно смягчить, отразив от матовой белой поверхности, например, от зонтика с белой подкладкой или белой стены. Можно пропустить его через рассеиватель из сетки или кальки. Амбарные воротца и конусы , надетые на прожектора, ограничивают ширину луча. У заливающего света имеется рассеивающая лампа и большой матовый отражатель, поэтому она дает мягкое, ровное освещение.

8 Один источник света Когда вы учитесь управлять освещением, выключайте все прочие источники света, находящиеся в комнате, чтобы осветительные эффекты создавать самостоятельно. Начните эксперименты с одной лампы небольшой заливающей или прожектора на регулируемом штативе. Установите неподвижный объект, камеру расположите перед ним на штативе. Сначала поставьте лампу поближе к оси объектива, чтобы при фокусировке и выборе композиции четко видеть все детали. Потом передвиньте лампу, меняя ее высоту и положение относительно объекта. Варианты освещения, вызванные разными положениями источника довольно жесткого света (см. рисунок), показаны ниже. Отметьте изменения формы скульптуры даже при относительно небольшом перемещении источника света. Эффект ощущается больше, чем при аналогичном изменении направления солнечного света, потому что здесь нет смягчающего и заполняющего света от неба. Изучите также, как будет влиять на натюрморт переход от жесткого источника света к мягкому. 1. Фронтальное освещение.

9 Фронтальное освещение хорошо передает детали, но объем и фактура объекта потеряны. В результате бюст выглядит малоинтересным все изображение словно находится в одной плоскости. 2. Освещение сверху и сбоку под углом 45 Боковое освещение дает эффект трехмерности, чувствуется объем, но глубокие тени приглушают детали лица, удаленные от лампы. 3. Освещение сверху.

10 Лампа помещена над бюстом, и его верхняя часть хорошо освещена. Глаза и шея скрыты глубокими тенями, хорошо выделены лоб, нос и щеки. 4. Освещение снизу и сбоку под углом 45 Оно дает театральный эффект. Поскольку голова обращена к лампе, обе стороны лица освещены. Но на нос падает неприятная тень. 5. Освещение сзади Лампа чуть выше бюста, установле на против камеры. Белая матовая бумага позади аппарата рассеивает свет, направленный на бюст, и дает ровное, но слабое освещение. Размещение источников света.

11 Жесткое и мягкое освещение Оба снимка были освещены сбоку одним источником и с одной высоты и точки. На левом снимке свет направлен прямо. Получилось жесткое освещение с густыми, острыми тенями. Для снимка справа против луча света расположен большой лист кальки. Это позволило рассеять его и получить мягкое боковое освещение, хорошо передающее форму и детали объекта. Два источника света Иногда для освещения объекта одной лампы бывает недостаточно. В этом случае надо установить еще один источник света и правильно определить его направление, что позволит передать детали в тенях, выделить часть изображения либо просто осветить больший участок перед объектом или за ним. Самое важное при выборе освещения решить, какую роль будет выполнять каждая лампа. Никогда не добавляйте лампы только ради того, чтобы увеличить силу света. Одна лампа всегда используется в качестве основного источника света, для нее надо подобрать самое удачное положение. Лучше отодвинуть ее подальше от объекта, тогда освещение будет более равномерным по всем направлениям. Заполняющий свет Часто основной свет выявляет форму объекта, но создает темные и густые тени. Чтобы их заполнить, поместите вторую лампу напротив. Если обе лампы стоят на одинаковом расстоянии от объекта, они исключают друг друга и дают неестественные двойные тени. Рекомендуем свет второго источника отразить от белого листа бумаги или рассеять. Это сделает его более мягким и приглушенным, останутся лишь тени, которые создает основная лампа. Их можно заполнить, отразив часть света обратно на объект, как показано на снимке справа. Освещение фона Можно контролировать тон и фон объекта независимо друг от друга, для этого фон высвечивается второй лампой. Фон из серой бумаги, расположенный на определенном расстоянии позади объекта, поможет оценить направление и силу света второй лампы. Если бумага освещена ярче объекта, фон окажется белым, если же наоборот ярче освещен объект, то при правильной экспозиции фон будет выглядеть довольно темным.

12 Одна лампа и отражатель Снимок выше был освещен лампой заливающего света с расстояния 1,2 м. Сильное боковое освещение хорошо подчеркивает формы фигуры, передает фактуру стены, но теневые зоны неестественно контрастны и лишены деталей. Чтобы ослабить их. воспользуйтесь вторым источником света для заполнения. Для нижнего снимка был установлен большой белый щит. он отражал рассеянный свет. Теневые зоны освещены, и поэтому второй группы теней не возникло. Снимок выглядит менее искусственным, создается впечатление соединения солнечного света и света неба. Заметьте, что освещение распределяется слева направо неравномерно чтобы устранить этот недостаток, можно отодвинуть лампу либо во время печати применить допечатывание.

13 Управление освещением фона Использование двух ламп дает возможность управлять светом с большой точностью. Для натюрморта взяты две лампы и бумага для фона. Лампа слева выполняла роль основного освещения. Лампа справа освещала фон. что позволило проконтролировать его тональность относительно объекта и расположить наиболее светлые зоны объекта на наиболее темных частях фона и наоборот. Устранение теней Натюрморт освещен рассеянным светом, источник его помещался над фотоаппаратом. Жестких теней нет, но светлые тона сливаются с фоном. Расстояние между источником света и объектом При съемке строгих объемных предметов изменение расстояния до второго источника света позволяет полностью контролировать тональность объекта. Верхний снимок освещен двумя лампами заливающего (в иной терминологии — заполняющего) света, расположенными на равном расстоянии, в результате получился ровный тон и плоские формы. Для нижнего снимка расстояние от правой лампы было удвоено, и освещенность с этой стороны уменьшилась в четыре раза. Две поверхности куба потемнели, конус и цилиндр стали более круглыми. Если вторую лампу отодвинуть еще дальше, эффект усилится.

14 Закон обратных квадратов При увеличении расстояния между источником света и объектом в два раза его освещенность уменьшается в четыре раза. Закон обратных квадратов применим только к небольшим лампам без.

15 отражателей. Отражатель частично меняет эту зависимость. Но о ней следует помнить при размещении источников света. Две лампы освещение рассеянное Для снимка выше применялись две лампы, направленные на потолок. Результат ровное, мягкое освещение сверху, тот же характер света дает висящая под потолком обычная лампа рассеянного света и вспышка, направленная на потолок. Освещение может создавать темные, устремленные сверху вниз тени. Чтобы избежать этого, осветите потолок над фотоаппаратом сильнее, чем зону над объектом. Прожектор и заливающий свет.

16 На снимке выше был использован прожектор, расположенный сверху и справа от аппарата, а также лампа заливающего света слева и сзади. Освещение жесткое, но вполне естественное впечатление таково, что мужчина читает при свете настольной лампы, но при этом включен верхний свет. Заметьте, что лампа заливающего света хорошо освещает часть головы, которая иначе оказалась бы в тени. Вспышка Вспышка это, как правило, портативный источник жесткого света. Он на короткое время освещает большую зону, но его сила быстро уменьшается с расстоянием. Есть две разновидности лампа-вспышка и электронная вспышка. Лампы-вспышки дешевы, но используются только однократно. Они дают яркую вспышку, ее длительность примерно 1/50 с. Электронные вспышки дороже, но дают несколько импульсов, каждый из них длится менее 1/1000 с. По цветовому спектру оба типа вспышек приближаются к дневному освещению. Вспышка обычно срабатывает быстрее, чем время, на которое открывается затвор, поэтому именно она определяет экспонирование, а не выдержка. Тем не менее в момент включения вспышки затвор открывают полностью. Это означает, что вспышка и затвор должны быть синхронизированы, при фокально-плоскостных затворах выдержку надо устанавливать 1/60 с или дольше, чтобы проэкспонировался весь кадр. Свет вспышки нельзя замерять обычным экспонометром, так как экспозиция определяется косвенно. Ведущие числа, обозначенные для каждой вспышки, означают сочетание диафрагмы и расстояния до объекта, позволяющее получить нужную экспозицию. Вспышкой можно освещать почти любой объект. Положение ее, как правило, меняют. Вспышка имеет свои преимущества. С ее помощью заполняют жесткие тени, имитируют солнечный свет. Электронная вспышка замораживает быстрое движение или дает несколько импульсов во время длительного экспонирования для получения необычного эффекта. Диафрагма и расстояние до объекта На вспышках обозначены ведущие числа, по которым можно рассчитать правильную экспозицию. Экспозиция верна, если выбранное число f, умноженное на расстояние от вспышки до объекта, дает ведущее число для чувствительности пленки. Например, если ведущее число 110 (в футах), диафрагма f 11 для расстояния 10 футов и f 22 для 5 футов и так далее. Эта зависимость между отверстием диафрагмы и расстоянием до объекта выражается законом обратных квадратов. Вспышка как источник света для заполнения теней Вспышка очень хороший источник заполняющего света, при условии большой контрастности освещения. Например, объект находится в комнате на фоне ярко освещенного с улицы окна (левый снимок). При разумном использовании вспышка позволит передать детали за окном, и тогда нет необходимости прибегать к недоэкспонированию и терять детали объекта и интерьера (снимок справа). В черно-белой фотографии вспышкой можно пользоваться и при дневном свете, и при свете вольфрамовых ламп. Но при работе с цветной пленкой лучше не смешивать вспышку и свет вольфрамовых ламп, потому что спектральный состав света вспышки соответствует дневному свету.

17 Если вспышка используется как заполняющий свет, лучше всего устанавливать ее на фотоаппарате, а свет сделать отраженным или рассеянным, чтобы объект не отбрасывал двойные тени. Чтобы в этом случае рассчитать экспозицию, удвойте ведущее число вспышки, поделите его на расстояние до объекта и установите на вашем фотоаппарате получившееся число f. Теперь с помощью экспонометра замерьте наиболее яркие зоны световых пятен и поставьте выдержку, которая указана рядом с вычисленной вами величиной диафрагмы. Удвоение ведущего числа уменьшает экспонирование на два деления. В результате свет вспышки не будет сильно отличаться от основного света, он заполнит тени и не нарушит равновесие естественного освещения. Освещение темного интерьера Когда вы снимаете темный, контрастный интерьер, необходимо искусственное освещение, иначе объект выйдет недоэкспонированным (левая часть снимка). Несколько импульсов, сделанных вспышкой с разных точек во время длительного экспонирования, помогут осветить весь объект, не нарушая впечатления естественности освещения. На правой части снимка фотокамера стояла на.

18 штативе, затвор в положении В , вспышка включалась в шести разных точках, в результате получилось естественное, ровное освещение, хорошо переданы детали. Словарик терминов: Заполняющий, или общий свет равномерное, рассеянное, бестеневое освещение объекта, имеющее достаточную интенсивность для короткой выдержки. Осуществляется комбинацией источников верхнего и переднего света. Рисующий свет -за большого интервала яркостей. Моделирующий свет узкий направленный пучок света малой интенсивности, используемый для получения бликов, улучшающих передачу объёма объекта и подсветки теней с целью их смягчения, а иногда и полного устранения. Назначение моделирующего света улучшение градации светотени. Прибором для моделирующего света служит глубокий узкий софит с обыкновенной лампой накаливания небольшой мощности или обычный софит с надетым на него тубусом. свет задний скользящий свет, используемый для выделения контура объекта от фона. Таким светом выявляют форму всего объекта или какой-либо его части. Источник контурного света помещают позади объекта на близком расстоянии от него. Получают тонкую линию светового контура, которая расширяется с удалением источника света от объекта. В качестве прибора для контурного света используют софит со средним диаметром рефлектора. Фоновый свет свет, освещающий фон, на котором проецируется объект. Освещённость фона должна быть меньше, чем освещённость, даваемая общим и рисующим светом. Фоновый свет бывает равномерным и неравномерным. Обычно его распределяют так, чтобы светлые участки объекта рисовались на тёмном фоне, а тёмные на светлом. Для равномерного освещения фона используют источники света в широком софите, а для создания на нем световых пятен в узком софите. Прекрасные результаты смягчения света дает отраженный свет, для этого используются зонты с отражающей поверхностью и плоские отражатели изготовленные из белой ткани на каркасе. Памятка: определение экспозиции и искусственное освещение Тщательное определение экспозиции позволяет контролировать тональный диапазон изображения Замеряйте экспозицию по наиболее важным участкам объекта. Падающий свет замеряется по световым пятнам объекта, другие важные зоны замера получатся нейтрально-серыми. При слабом освещении может быть нарушен закон взаимозаместимости При длительном зкспонировании и слабом освещении помните о законе взаимозаместимости. Чтобы сохранить его, отрегулируйте диафрагму и уменьшите время проявления пленки.

19 Искусственное освещение применяется для имитации естественного или для получения специальных эффектов Прожектора, лампы заливающего света и вспышки, а также рассеиватели и отражатели обычно применяются, чтобы создать имитацию естественного освещения. Тщательно выверяйте высоту, направление и характер источника света. Расстояние и освещение связаны законом обратных квадратов. При увеличении расстояния между источникои освещения и объектом в два раза освещенность уменьшается в четыре раза. Вспышка дает жесткое освещение. Работу вспышки нужно синхронизировать с затвором Вспышка дает освещение, аналогичное свету одной вольфрамовой лампы. Все вспышки надо синхронизировать с затвором. Если затвор фокально-плоскостной, выдержка должна быть 1/60 с или дольше. Экспозиция рассчитывается с помощью ведущих чисел.