СВЕТ и ТЕНЬ

СВЕТ и ТЕНЬОсветительные приборы. Практически все современные камеры обладают очень высокой светочувствительностью и могут снимать почти в полной темноте. Однако при малой освещенности картинка теряет цвет и начинает зернить , поэтому иногда допол нительное освещение бывает просто необходимо. В магазинах продаются специальные осветительные приборы, которые наподобие фотовспышки крепятся над объективом, но хорошие осветители довольно дороги и, на мой взгляд, дают слишком жесткий, ослепляющий свет. При таком освещении предметы в кадре будут сопровождаться очень сильной тенью, а лицо любого объекта станет плоским, нерельефным. Впрочем, эти приборы хороши для репортажной съемки, когда важно не качество картинки с художественной точки зрения, а важен сам факт, событие: встреча друзей на полутемном вокзальном перроне, обыск в подвале заброшенного дома и т. п. Для прочих случаев я бы посоветовал вам обзавестись несколькими фотолампами, с отражателями. Как освещать объект съемки? — Вот примерная схема освещения, небольшой комнаты, гостиной, где вы будете производить съёмку. (Мощность ламп указана, исходя из примерной светочувствительности средней камеры.) Заливающий (заполняющий) свет Мощность порядка 500 ватт. Эта лампа должна быть отнесена достаточно далеко от Объектов и расположена высоко, чтобы вы, оператор, не перекрывали сцену своей тенью. Если вы видите, что эта лампа дает слишком сильный свет, попробуйте направить ее в потолок, тогда отраженный свет будет потише и помягче. Рисующий свет Мощность от сорока до ста ватт.

Эти источники следует располагать так, чтобы лица Объектов освещались ими несколько сбоку — это придаст им рельефность и выразительность. Эти лампы должны быть разной мощности или располагаться на разных расстояниях от Объекта, чтобы левая и правая стороны лица объекта съёмки были освещены с несколько разной интенсивностью. (Это имитирует естественное освещение, когда источник света — окно или солнце, — как правило, освещает объект съемки неравномерно.

Контровой свет Мощность порядка сорока ватт. Расположив эту лампу на полу за креслом, в котором сидит объект съёмки, вы придадите его изображению объемность и заодно сотрете со стены за ним те ни от первых трех источников света. Комбинация этих видов освещения придаст вашим съемкам (и результату, и самому процессу) черты профессиональности и художественно сти. По правде говоря, настоящее, профессиональное освещение съемочной площадки гораздо сложнее, существует даже такая про фессия — художник по свету. Но пусть все это вас не смущает. Экспе риментируйте со светом как угодно, это стоит делать, потому что с помощью нескольких имеющихся в квартире настольных ламп, торшеров и карманных фонариков (то есть переносных источни ков света), вы вполне сможете создать высокохудожественное освещение в кадре. Имейте в виду, что здесь описаны лишь основные разновидности, типы элементов искусственного освещения. Увеличивайте их количество, повышайте или понижайте интенсивность источников, применяйте отражатели, разно цветные светофильтры — все это практически неограниченное поле для эксперимента. А вот, пожалуй, самое главное правило пользования дополни тельным освещением.

Общее правило: Никогда не смешивайте естественный свет ( из окна ) с искусственным ( фотолампа ), потому что они имеют разную световую температуру . половина ли ца вашего дядюшки будет ярко — красная. а половина — си нюшная. как у утопленника. — Камера не может установить баланс белого при смешанном освещении.

Если вам предстоит портретная съемка на улице в яркий солнечный день (например, ваш приятель-поэт собирается читать собственные стихи на лоне природы), подумайте о том, что при ярком естественном свете пол-лица у поэта будет пересвечено, а пол-лица затенено. (Можно, конечно, поставить Объект лицом к солнцу, но тогда он все время будет щуриться.) Для такого случая сделайте из под ручных материалов отражатель : это квадрат со стороной примерно в метр из белого картона, ткани, пленки — из чего угодно, лишь бы эта штука отражала солнечный свет. (Зеркало не годится, оно от ражает слишком сильно.) Попро сите ассистента (друга, жену, сына, про хожего, кого угодно) подержать отражатель (см. рис. 3.

Вот основная рекомендация съёмки вне помещения: Постарайтесь не снимать против света — мало того, что это вредно для электронной матрицы CCD камеры, кадры, как правило, получаются очень неудачные в плане освещенности. Отдельный случай — это контражур , кадры, в которых основной источник освещения располагается позади объектов съемки. Так можно снять очень эффектные кадры. Но для этого необходимо правильно установить световой режим, чтобы яркий фон не горел в кадре или использовать соответствующий светофильтр. Пожалуй на этом можно закончить, но автор этой статьи только подал Вам идею, направил на путь истины, как можно использовать свет для придания вашей съёмке художественности и профессионализма.

При создании статьи использовались материалы из книги Синецкого Дмитрия Борисовича ВИДЕОКАМЕРЫ И ВИДЕОСЪЁМКА из серии САМ издание третье Москва, 2001 (стр.131-134.

Сайт создан в системе uCoz.