Свет в фотографии

Свет в фотографииСвет в фотографии. Виды освещения.

У дачно выбранная композиция организует всё изображение, позволяет выделить главное в кадре или же передать ощущение пространства. Очень важным элементом является выбор места съемки. А еще, для построения качественного снимка не менее важным является удачно подобранное освещение.

При выборе места съемки изображение условно делят на три плана: передний, задний и средний. Меняя положение линии горизонта и не нарушая при этом масштаба, вы можете создавать различные варианты композиций.

В каждом снимке важно выделить один или несколько композиционных центров. Наиболее часто такими центрами являются фигуры людей. Привлекают внимание также яркий цвет или непривычное очертание предметов.

Иногда в композиции используют сходящиеся в перспективе линии различной формы. Прибегают к съемке против света или же подбирают контрастный задний план.

Вариантов очень много, и все они всецело зависят от ваших предпочтений и задумок. Давайте рассмотрим наиболее известные приемы их построения.

Различные виды освещения.

Съемка против света (контровой свет) – главное средство для выявления формы предметов. Такой свет создает очень сильные тени и силуэт объекта. Часто благодаря такому свету и выбору удачного ракурса фотохудожник создает интересные фотографии.

Еще свет бывает направленным, рассеянным или смешанным.

Направленный (прямой) свет часто делает изображение плоским и контрастным, поэтому такой вид освещения следует использовать аккуратно.

Допускается использование вкупе отраженного света, причем не обязательно от блестящих поверхностей, можно и от самого объекта съемки. При выборе этого объекта помните, что многие предметы пропускают свет, например листья растений или одежда. Также, чтобы получить правильную экспозицию, полезно сделать несколько снимков, немного меняя точку съемки.

Рассеянный свет значительно уменьшает контраст объекта. Этот свет холоднее , чем прямой. В основном, он выявляет детали у одноцветных или у темных предметов.

Приведем пример смешанного освещения при съемке мячика для гольфа.

Двигайте мышкой на название, чтобы понять принцип действия каждого вида освещения.

Прямой солнечный свет (теплый, контрастный.

Рассеянный свет (холодный, нет контраста.

Отраженный свет (зависит от объекта.

Теперь рассмотрим особенности освещения в различное время суток.

Некоторые особенности освещения в разное время суток.

Полдень – это время, когда солнце над головой, в зените, и направляет свои лучи перпендикулярно вниз. Характеризуется резкими переходами от света к тени.

В такое время достаточно сложно выбрать удачную точку для съемки и поймать хороший свет, но при желании можно добиться на фотографии ощущения летней жары, зноя и даже жажды. Фотографировать в это время суток сложно, технически проще снимать после полудня, вечером или в сумерки.

Утро, после рассвета и ближе к полудню. После полудня.

Эти времена суток похожи. Свет становится мягче и лучше, по сравнению с полуднем, а объекты начинают отбрасывать тени и становятся более объемными. Такое состояние природы удачно передается резкими переходами от света к тени. Настроение улучшается, если преобладают голубые оттенки – от легкой дымки на горизонте до теней. Своеобразные рисунки могут создавать лучи солнца. Достаточно удобное время для занятий фотографией.

Золотой час . Сразу после рассвета и за час до заката.

Сразу после восхода солнца и час перед закатом, наверное, наиболее удачное и желательное время для фотографии. Это период характеризуется горизонтальным светом, благодаря которому объекты отбрасывают длинные тени. Цвета на фотографиях получаются мягкие и теплые.

Сумерки, до рассвета и после заката.

Сумерки это полчаса до восхода солнца или полчаса после заката. В это время небо еще светлое, но нет никаких прямых солнечных лучей. Основным источником света, фактически, становится весь небосклон. Этот рассеянный свет характеризуется появлением теплых красных оттенков с одной стороны и холодных синих с другой. Освещение меняется и от присутствия облаков. Тени становятся прозрачными и приобретают различные формы. В целом, в это время суток освещение становится эффектным, надо лишь суметь увидеть его. Фотографии получаются удивительно мягкими, наполненные ощущением спокойствия и умиротворения.

Когда на небе пасмурно.

В пасмурную погоду свет становится прохладным и мягким, в связи с отсутствием прямых солнечных лучей. Характеризуется низкой контрастностью. Текстуры проявляются гораздо тоньше, а цвета на фотографии в большей степени зависят от отражения света от объектов съемки.

Многие фотографы не любят такой тип освещения, но зря. Например облака, закрывающие яркий солнечный свет, могут создать идеальное освещение для портретов на природе (если вы правильно выставили баланс белого), так как свет не отбрасывает резкие тени на лице объекта. В пасмурную погоду неплохо получаются фотографии цветов, их внешний вид и насыщенность улучшаются.

В ночное время глаз человека не способен воспринимать полную гамму красок. К счастью, современные цифровые фотокамеры довольно точно передают оттенки даже при низкой освещенности. Постарайтесь использовать всевозможные источники света – от луны до отблесков костра, а также отражение неба в воде. Снимки станут интереснее и красочнее. Эффектные результаты при съемке дают освещение костра, керосиновой лампы, свечи или даже спички. Более того, неожиданные результаты могут получиться при съемке бенгальских огней или праздничного фейерверка.

Свои особенности имеет искусственный свет вспышек. Его лучше всего применять для подсветки глубоких теней, а также для портретных фотографий. Вспышкой можно добиться снижения избыточного контраста и даже вести съемку против солнца. Кроме того, поскольку вспышка дает короткие световые импульсы, то ею удобно пользоваться для получения резкого изображения быстро движущихся предметов.

Для получения рассеянного света пользуйтесь софтбоксами.

Цвет и контраст.

Наряду со светом и тенью, важнейшей составляющей хорошей фотографии являются цветовая гамма и контраст. Для контрастного и яркого снимка, обычно выделяют один главный цвет или фон с каким-либо эффектным пятном, которым может служить красивый букет цветов на столе, яркого цвета автомобиль или даже выразительный участок неба.

Напротив, чтобы сделать снимок спокойней, обычно не включают в кадр большое количество цветов, а используют один или два оттенка. Кричащих красок можно избежать, если правильно выбрать точку съемки по отношению к падающему свету. Если это возможно, используйте затененный светофильтр или измените режим съемки.

Кстати, несколько слов о выборе режима. В процессе работы не стоит забывать выставить правильный режим и разрешение на вашей камере. Но цифровые камеры отличаются по своему качеству и по назначению. Поэтому самый лучший способ – это делать больше снимков.

Учитесь, экспериментируйте, набирайтесь опыта и… все получится.

Другие секреты фотосъемки.

Примеры света в портретной фотографии наглядный видео ролик от Jay P. Margan.

Студийный свет для начинающих.

Дмитрий Круталевич: Мои работы это на 90% пейзаж и природа.

Макияж для фотосессии. Практические советы.