Схемы освещения для предметной фотосъемки с минимальным набором оборудования

Схемы освещения для предметной фотосъемки с минимальным набором оборудованияСхемы освещения для предметной фотосъемки с минимальным набором оборудования.

Эти рекомендации будут полезны всем, кто хочет освоить технику предметной студийной фотографии, касаются они правил постановки освещения при фотографировании как небольших предметов, таких, например, как ювелирные изделия, бытовая электроника или компьютерная техника, так и достаточно крупных объектов, наподобие мебели, промышленного оборудования и т.д.

В отличие от многих других, показанные приемы осуществимы с применением минимального набора техники фотокамеры и осветителя. Освещение приведенных кадров реализовано простыми средствами, при этом качество снимков достаточно для коммерческого использования. Для успешной реализации приведенных схем более важно понимание принципов, нежели их механическое повторение.

Учитывая простоту оборудования, показанные схемы освещения пригодятся каждому, кто нуждается в качественной съемке предметов (в том числе и для Интернет), например, для размещения изображений продукции, демонстрации результатов тестирования, и т.д. Описанные правила универсальны это значит, подход одинаков когда требуется заснять и ювелирное изделие и транспортное средство. Для удобства, приемы демонстрируются на предметах небольших размеров.

При съемке небольших предметов крупным планом важно провести предварительную подготовку удалить частицы жира и пыли с их поверхности. Для этих целей используются ветошь, матерчатые салфетки, груша и мягкие кисти. Во многих случаях достаточно сухой чистки. Кисти и груша используются также в процессе съемки для снятия отдельных мелких частиц пыли, заметных при ярком освещении.

Выделю задачи двух типов, которые обычно стоят перед фотографом: первые сделать художественное фото и вторые выполнить предметную съемку для последующей замены фона на ПК. В первом случае, необходимо создать творческое освещение не только изделия, но и фона, иногда ввести в композицию новые элементы, во втором подобрать тон заднего плана в соответствии с тональностью будущей подложки, обеспечить согласованность бликов и отражений с подложкой.

Все приведенные ниже схемы реализованы с применением одного осветителя с насадкой рефлектор. Например, для их реализации может использоваться импульсный источник Arsenal VC-300. который удобен тем, что способен генерировать импульс дистанционно по сигналу даже встроенной вспышки, независимо от числа предвспышек.

Приведу четыре основных принципа, руководствуясь которыми вы сможете самостоятельно реализовать многие творческие схемы освещения.

Первый принцип проведение аналогии со съемкой людей, о которой я рассказывал на семинаре, посвященном схемам освещения в портретной фотографии при работе со студийным светом рекомендуется воссоздать условия, с которыми вы встречаетесь в жизни. В портретной фотографии только один источник света, называемый рисующим, должен формировать рисунок, а остальные можно использовать лишь как дополнение чтобы осветлить тени, выделить фон и т.д. Многие опытные фотографы считают, что пяти источников освещения достаточно чтобы сделать любую работу. Принцип освещения не только живых существ, но и предметов в таком случае заключается в том, чтобы рисующий свет падал, наподобие солнечного, сверху под углом. Рекомендую полностью перенести эту систему со съемки портрета на предметную фотографию.

Рисунок демонстрирует аналогию между съемкой людей и предметов: сравните схемы освещения, используемые для модельной (А) и предметной (Б) съемки они почти идентичны.

Для его реализации вовсе необязательно наличие всех приведенных приборов во многих случаях один осветитель позволяет воссоздать суммарный эффект для правильной постановки требуется лишь понимание того, какого типа световой рисунок дает каждый источник.

Второй принцип заключается в выборе типа освещения согласно характеру снимаемого предмета. Это значит, что планируя любую съемку, вы должны поразмыслив на тем, для чего предмет предназначен, правильно подобрать освещение. Общий подход прост для предметов, используемых в статике выбирается мягкое, рассеянное освещение, а для вещей, ассоциирующихся с динамикой, активным образом жизни, задействуется направленный жесткий свет. В зависимости от того, какую сторону применения предмета требуется показать, может применяться тот или иной тип освещения.

Золотой перстень с аметистом сфотографирован с применением одного источника света и колпака из кальки в форме додекаэдра. Параметры съемки: ISO 100, 1/125 f8, баланс белого авто, мощность встроенной вспышки уменьшена до минимума (встроенный блиц используется только для дистанционного управления внешним), мощность студийной вспышки установлена на максимальное значение.

Один осветитель и рассеиватель создают эффект пяти источников фотографического освещения: 1) рисующего за счет разницы яркости освещения спереди, сверху и сзади; 2) заполняющего за счет рассеяния света, прошедшего через кальку, 3) контрового за счет расположения осветителя позади объекта и свечения фона, 4) фонового за счет свечения фона, видимого через матовое стекло; 5) свечение камня за счет подсветки его снизу, светом отраженным от фона.

Единственный источник света импульсный осветитель, управляемый встроенной вспышкой аппарата, установлен за объектом. Додекаэдр из кальки выполняет роль рассеивателя. Такая схема позволяет избежать нежелательных отражений, которые образуются на глянцевых поверхностях полированных металлических предметов. Степень размыться фона регулируется изменением расстояния между матовым стеклом, на котором расположен объект, и столом.

Отличие схемы освещения от приведенной выше в использовании фона вместо плоского черного экрана со светлым кругом, на столе за стеклом лежит волнистый лист голубого целлулоида. Параметры съемки идентичны предыдущему кадру.

Третий принцип выбирать такой источник света, который бы помогал передать форму предмета. Во многих случаях этого означает, что форма осветителя должна быть подобна форме освещаемого предмета. При этом достаточно анализировать три типа форм прямоугольные, круглые и треугольные. Например, фотографируя перстень, я сделал акцент на его сферической форме, цепочку на изгибах и повторах, при съемке ноутбука подчеркнул прямоугольные формы.

Верхний и нижний снимки ноутбука сделаны при идентичном освещении. В данном случае объект съемки также помещен внутрь объема, рассеивающего свет, однако освещение здесь формируется за счет отражения от белых поверхностей. Параметры съемки идентичны предыдущим кадрам: ISO 100, 1/125 f8, баланс белого авто, мощность встроенной вспышки минимальна, внешняя вспышка на максимуме.

На этой схеме, показано, как именно велась съемка ноутбуков. Как видите, здесь также используется всего один осветитель. Этот метод позволяет достичь равномерной засветки предметов, имеющих прямоугольные формы. Его преимущество в том, что тип освещения мало зависит от ориентации объекта. Эта схема часто применяется для оперативной предметной съемки в случаях, когда требуется сделать серию фото нескольких изделий под разными углами.

Четвертый принцип — так называемый, принцип контраста (отсылаю к более подробному описанию в DFOTO #1-2 2009 c.76). Вкратце суть его в следующем: если вы сумеете показать детали объектов в сравнении, то усилите силу их визуального воздействия. Эффективны сравнения, основанные на противоположных свойствах например: резкие контуры лучше выделяются в сравнении с плавными, яркость светлых тонов более заметна рядом с темными переходами и т. д. Продолжение этого ряда в применении к фотосъемке ограничено только вашей фантазией.

Фотоснимки и схемы выше демонстрируют, как могут применяться на практике описанные правила. При фотографировании кольца с камнем и цепочки ставилась задача создать иллюстрацию для музейного буклета. Особую роль здесь играло творческое освещение фона. При фотографировании ноутбука, требовалось показать изделие на светлом фоне для использования в товарном каталоге с белыми страницами. При этом необходимо было организовать оперативную съемку большого количества устройств.

Все кадры сделаны компактными цифровыми аппаратами с применением одного источника света, рассеивателей и отражателей моделирующих эффект воздействия нескольких осветителей. Их конфигурация подбирались исходя из форм снимаемых предметов. Приведенный подход будет полезен при выполнении и других творческих и технических задач, связанных с фотосъемкой предметов.

Фото, иллюстрации и текст: Андрей Турцевич.

Читайте также.