Тема «Освещение

Тема «ОсвещениеТема «Освещение. Свет и тень» Цели: Объяснить понятие «освещения.

Тема «Освещение. Свет и тень.

Цели . Объяснить понятие «освещения» как средства выявления объёма предмета.

познакомить с понятиями «блики», «полутени», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень.

расширить представления о свете как средстве организации композиции в картине.

учить изображать геометрические тела с натуры с боковым освещением.

развивать приёмы работы карандашом.

углублять межпредметные связи.

Оборудование . геометрические тела (конус, куб, пирамида, параллелепипед, цилиндр.

подсветка, образец педагогического рисунка (см. рис. 1-4) рис. 1-4 Словарь . рисунок, светотень, композиция.

I Организационный момент.

2 Проверка готовности учащихся к уроку.

3 Обобщение пройденного на предыдущем уроке материала.

— С какими приёмами штриховки карандашом вы знакомы.

(нажимом (см. рис. 5), накладыванием штрихов (см. рис. 6.

— Что такое перспектива? Ракурс.

— С какими геометрическими телами вы знакомы? (см. рис. 7,8.

— Каковы правила их построения.

рис. 7,8 II Сообщение темы урока.

Хотя на прошлом уроке вы и научились строить объёмное изображение различных тел, но ваши рисунки ещё не выглядят выразительными и объёмными. В современной реалистической живописи и графике освещение предмета и тени, идущие от него, играют большую роль. Сегодня на уроке мы познакомимся, как же с помощью освещения и тени организовать свою композицию, воплотить художнические замыслы.

III Изучение нового материала.

1 Сообщение теоретических сведений.

Роль характера и распределения теней в изображении многообразна: они передают рельеф предметов, их положение в пространстве, состояние погоды и т.д. Чтобы умело пользоваться в своём творчестве тенями и свободно предавать с их помощью свои замыслы, надо, прежде всего, знать законы их образования.

Образование теней при естественном и искусственном освещении происходит по-разному. Главное отличие определяется тем, что солнце – источник естественного освещения – находится на таком неизмеримо далёком расстоянии от нас, что его лучи практически параллельны.

Искусственный же источник света по отношению к освещаемым предметам располагается недалеко, и его лучи воспринимаются нами как радикально расходящиеся.

По отношению к зрителю и картине солнце может занимать 3 основных положения, которые определяют положение теней.

— солнце находится против наблюдателя по другую сторону картины, падающие тени от предметов идут на наблюдателя.

— солнце находится сбоку от наблюдателя, и тени идут параллельно картине.

— солнце находится позади наблюдателя, падающие тени идут от зрителя в глубь картины.

2 Передача формы предмета.

На плоском листе художник создаёт изображение, в котором зритель.

видит формы, объекты, пространство. Чтобы рисующему это удавалось.

он должен научиться воспринимать всё видимое пространственно и.

объёмно. Видимые нами объёмные формы выявляются для нас падающим.

на них светом- светотенью.Светотень распадается на несколько фаз.

получивших у художников определённые наименования.

Рассмотрите градации светотени на рисунке (см. рис. 9.

рис. 9 На наиболее освещённой поверхности располагается свет . а самая яркая.

точка называется бликом . На поверхности, освещённой скользящим.

светом, располагается полутон . а на самой затенённой поверхности.

собственная тень . Последняя всегда в той или иной степени подсвечена.

светом, отражённым от других предметов- рефлексом . Наконец, предмет.

отбрасывает от себя на соседние предметы падающую тень . которая.

обычно бывает темнее собственной тени.

Задача рисующего- найти правильное соотношение этих светлотных фаз.

уложить каждый тон точно на место. Только в этом случае зритель будет.

ощущать весь объём тела в целом.

3 Ознакомление со словарём по искусству.

Рисунок — изображение, начертание на плоскости с помощью контурных.

линий, штрихов, светотеневых пятен.

Светотень — сочетание светлого и тёмного, распределение различных по.

яркости цветов или оттенков цвета для выявления объёмности.

изображаемого предмета. Градации светотени- свет, тень, полутень.

Композиция — способ расположения, построения художественного.

произведения, взаимосвязь элементов произведения, от которой зависит.

весь его смысл и строй.

IV Актуализация знаний.

Сегодня мы выполним рисунок объёмных геометрических тел с боковым.

освещением. В процессе создания изображения нельзя изменять положение.

источника света. В первоначальном композиционном наброске найдите.

расположение теней, правильно выдерживая соотношения между различными.

по освещённости поверхностями.

V Практическая работа.

Задание. Выполните рисунок объёмных геометрических тел (конус, куб и т.д.

с боковым освещением (работа карандашом.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

1) контроль организации рабочего места.

2) контроль правильности выполнения приёмов работы и соблюдения.

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

4) контроль объёма и качества выполненной работы.

1 Выставка работ. Рисунки учащихся (см. рис. 10,11). рис. 10,11 2 Заключительное слово.

Выполняя рисунки, вы смогли убедиться в том. что правильная передача.

светотеневых отношений позволяет выявить на рисунке объёмную форму.

предмета. В ваших рисунках передано распределение освещённости на.

различных частях поверхности предмета.

Домашнее задание . подобрать материал по изученной теме. Ознакомиться подробнее.

с понятиями, рассмотренными на уроке, в словарях по изобразительному искусству.

Производственное освещение параметры и устройство освещения Правильно спроектированное и рационально выполненное освещение производственных помещений оказывает положительное психофизиологическое.

Освещение при студийной фотосъемке Практически каждый фотограф сталкивается с необходимостью съемки в условиях искусственного освещения. Существует множество схем освещения.

Производственное освещение Производственное освещение – это тип освещения, являющийся обязательным для всех производственных помещений и предназначенный для.

Лабораторная работа №8 оценка производственного освещения Освоить методику измерения освещения в производственном помеще­нии. Ознакомиться с нормированием освещения на рабочих местах, научиться.

Лабораторная работа №1. Исследование естественного освещения Естественное освещение обусловлено прямыми солнечными лучами и рассеянным светом небосвода и меняется в зависимости от географической.

Конспект занятия (развлечения) для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста Охватывает небольшой объем почвы. Поэтому нуждается в хорошей плодородной и увлажненной почве. Листья требуют хорошего солнечного.