Универсальный самоучитель от

Универсальный самоучитель отУниверсальный самоучитель от.

^ ИСКУССТВЕННЫЙ СВЕТ Его визуальное восприятие с точки зрения фотографии вызывает множество проблем, о которых надо знать и уметь их решать.

Как уже говорилось, глаз человека адаптируется к уровню освещения. Когда вы входите из темноты в хорошо освещенное электричеством помещение, вам кажется, что в нем светло, как днем. Однако в действительности освещенность в этом помещении в несколько тысяч раз (!) слабее, чем в солнечный день под открытым небом. Для того чтобы в небольшом помещении площадью 40 квадратных метров и высотой 4,5 метра создать такую же освещенность, как в полдень под непосредственными лучами открытого солнца, понадобилось бы 12 500 электроламп по 100 ватт каждая. Все четыре стены и потолок помещения были бы сплошь усеяны электрическими лампами, отстоящими одна от другой на ширину спичечной коробки.

Потолок, освещенный большим количеством люминесцентных ламп, кажется очень светлым. Но если вынести люминесцентные лампы на солнечный свет, то с трудом можно будет определить, включены они или нет. Никогда не пытайтесь оценить освещенность в помещении на глаз.

Поэтому экспозиция при искусственном освещении возрастает в сотни раз по сравнению с естественным освещением, и при фотографировании обычно используются более мощные электролампы, чем для нормальных осветительных целей.

Цвет и непрерывность искусственного света также невозможно определить на глаз. То, что мы видим непрерывный свет, обусловлено особенностями нашего зрении. В нем могут быть скрыты разрывы непрерывности – моменты темноты. Например, та же люминесцентная лампа мерцает с частотой электросети (50 60 Гц). Световой импульс от лампы вспышки кажется мгновенным, однако он продолжается а течение сравнительно длительного времени. Яркий пример – съемка экрана телевизора. Мы видим на нем непрерывное изображение, которое на самом деле меняется двадцать пять раз в секунду. Поэтому при съемке необходимо использовать выдержки длиннее 1/30 секунды, иначе на экране на снимке получаются полосы развертки.

При работе с искусственным освещением следует различать яркость источника света и освещенность объекта фотографирования.

Освещенность предмета съемки прямо пропорциональна яркости источника света: если яркость света увеличить в 2 раза, то и освещенность предмета увеличится вдвое (при одном и том же расстоянии между источником света и объектом). При искусственном освещении объектов съемки освещенность в значительной мере зависит от расстояния между источником света и предметом съемки.

С другой стороны, освещенность предмета зависит от расстояния между объектом съемки и источником освещения. Это формулируется так: относительная освещенность точечного источника света обратно пропорциональна квадрату этого расстояния.

На практике закон обратных квадратов означает следующее.

– при увеличении расстояния в два раза между объектом съемки и источником освещения, освещенность уменьшается в четыре раза.

– при увеличении расстояния в три раза между объектом съемки и источником освещения освещенность уменьшается в девять раз.

– при уменьшении расстояния в два раза между объектом съемки и источником освещения, освещенность возрастает в четыре раза.

Так, освещенность объекта лампой в 1000 ватт, которая находится вдалеке от него, может быть равной освещенности объекта лампой в 25 ватт, которая находится возле него. ^ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ» ИСТОЧНИКИ ИСКУССТВЕННОГО СВЕТА К «естественным» искусственным источникам света относятся любые бытовые и промышленные источники света: обычное электрическое освещение помещений, свет керосиновой лампы, автомобильных фар, огонь костра, спички, свечи, папиросы, свет промышленного оборудования, поток разливаемой стали… Хотя эти источники и не являются удобными для нужд фотосъемки, так как практически не подлежат изменению, на них распространяются все законы фотографии, касающиеся искусстве иного освещения. И их надо уметь применять, особенно при репортажной и художественной съемке. ^ ИСКУССТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ СВЕТА К искусственным источникам света, которые активно применяются в фотографии, относятся: электрические лампы накаливания (нормальные осветительные лампы и предназначенные для съемок фотолампы), люминесцентные лампы (используются редко), вспышки.

Действие электрических ламп накаливания основано на том, что вольфрамовая нить, помещенная в безвоздушную или наполненную инертным газом стеклянную колбу, под действием электрического тока раскаляется и излучает свет.

Светоотдача повышается с увеличением мощности ламп. Но и здесь есть небольшие нюансы. Например, 100 ламп по 10 ватт потребляют такую же мощность, как одна лампа в 1000 ватт, но так как их светоотдача мала, они дадут световой поток почти втрое меньший, чем одна лампа в 1000 ватт. Хотя для нужд фотосъемки, о чем будет рассказано далее, первый вариант предпочтительнее.

Также надо не забывать, что по мере эксплуатации лампы ее светоотдача постепенно уменьшается, иногда на четверть от первоначальной величины. Колебания напряжения электрической сети влияет на спектральный состав светового потока. Например, повышение нормального напряжений сети на 10 процентов увеличивает светоотдачу лампы почти в полтора раза, при этом цветовая температура излучения возрастает. Падение напряжения на 16 процентов вдвое уменьшает светоотдачу, а цветовая температура падает.

Люминесцентные лампы как фотографические источники света используются мало, так как очень сложно подобрать для них сбалансированную по цветовой температуре пленку или светофильтр.

Про вспышки уже говорилось, что их свет можно отнести к естественному освещению, но закон обратных квадратов и зависимость освещенности от мощности действует и для них. РЕФЛЕКТОРЫ Для освещения также используют разнообразные рефлекторы. Они сами по себе не являются источниками света, а лишь отражают в нужном направлении уже имеющийся свет, создавая рефлекс. Рефлекс – это градации светотени отраженного света.

Рефлекторы существенно повышают освещенность объекта съемки (в лучших случаях примерно вдвое), защищают объектив и глаза фотографа от прямых лучей, предохраняют лампы от повреждений.

Рефлектор может представлять собой любую плоскую белую поверхность: листы белой жести, алюминия, ватмана, газеты, светлые стены зданий, снег, песок… Для рассеивания света и смягчения применяются так называемые «зонтики», которые создают направленные потоки мягкого света на объект съемки.

Рефлекторы также составляют наиболее значимую часть любого осветительного прибора, представляющую собой отражающую или зеркальную поверхность, окружающую лампу с боков, сверху, снизу, сзади и отражающую световой поток в одном направлении. Они применяются практически везде, начиная от карманных фонариков и кончая вспышками.

При цветной съемке для подсвечивания объекта можно использовать цветной рефлектор. ^ ВИДЫ ОСВЕЩЕНИЯ Как уже говорилось, характер освещения зависит от размера источника света и расстояний до него. При съемке огромное значение имеет угол падения и направление света на объект с точки зрения фотографа. Они определяют направление создаваемых теней и световых пятен, которые образуют светотень.

Светотень полностью зависит от характера освещенности. При естественном освещении – от состояния атмосферы и времени суток, при использовании искусственных источников света – от их технических характеристик. В результате образуется композиция, состоящая из света, блоков, теней, полутеней, рефлексов.

Общая тональность фотографии производит конкретное эмоциональное впечатление на зрителя. Темные тональности, тени, черный цвет, преобладающие на снимках (такой снимок называется сделанным в «низком ключе»), часто ассоциируются с ночью, кажутся таинственными, роковыми, мистическими. Светлые тональности, белый цвет и оттенки светло серого («высокий ключ») ассоциируются с романтикой, солнечным светом» радужным настроением.

Выделение объекта съемки светом или тенью позволяет привлечь к нему внимание на фоне остальных. ^ НАПРАВЛЕНИЕ СВЕТА НА СНИМКАХ Для начала рассмотрим варианты освещения фотографируемых объектов одним источником света.

Направление освещения Фронтальное освещение (1.

Источник света находится за спиной фотографа или перед ним, и его направление совпадает с оптической осью объектива. Самый распространенный вариант – встроенная в фотоаппарат вспышка.

Это освещение не самое удачное с точки зрения съемки, так как все снимаемые объекты получаются плоскими, лишенными теней и, соответственно, визуального объема, равномерно освещенными.

Поверхность, освещенная фронтальным светом, передается на фотографиях как однотонная, лишенная своих фактурных особенностей.

Если на лице модели много морщин или неровная кожа, то, осветив такое лицо фронтальным светом, можно в значительной степени смягчить неровности фактуры кожи модели.

Диагональное освещение (2.

Источник света находится под безымянным, диагональным или скользящим углом. Это положение источников света является наиболее выгодным и распространенным.

Снимаемые объекты визуально получаются объемными за счет образования теней от выступающих деталей, так как объемность и выпуклость трехмерных предметов выявляется и передается на плоскости фотоснимка именно благодаря сочетанию света и тени.

Боковое освещение (3.

Источник света находится под прямым углом к снимаемому объекту. При этом освещается только часть объекта, выделяются его контуры.

Боковое освещение Чтобы подчеркнуть складки и морщины на лице модели, используется боковой и скользящий свет.

При освещении неровной поверхности (складки материи, различный рельеф, неровная фактура поверхности и так далее) боковым, скользящим светом образуется светотень, которая резко и отчетливо выявляет малейшие неровности поверхности, показывая ее фактуру на снимке.

Контровое освещение (4.

Источник света установлен за снимаемым объектом. Также его создают источники света, установленные под задними безымянными, диагональными или скользящими углами. Это освещение еще иногда называют встречным.

Оно создает световой контур, а также используется для выявления воздушной дымки, освещения шероховатых и зеркальных фактур, создания «игры света» на стеклянных и прозрачных предметах.

Как вариант контрового освещения – съемка фигур туристов в палатке, изнутри освещенной фонариками или свечками.

Способы освещения снизу и сверху.

Верхнее и нижнее освещение (1; 5.

Источник света находится строго сверху или снизу.

Это освещение является непривычным и создает нестандартный светотеневой рисунок.

При съемке портрета с верхним освещением в глазных впадинах, под носом и подбородком образуются отчетливые глубокие тени. При использовании нижнего освещения у модели резко выделяются глаза.

Нижнее диагональное освещение (2.

Используется редко для подсветки или создания спецэффектов.

Верхнее диагональное освещение (4.

Источник света находится сверху под углом к модели. Это самый распространенный и привычный для зрителя способ освещения объекта съемки. Так обычно его освещает солнце, фонари, люстры.

Нормальное по высоте освещение (3.

То же самое, что и фронтальное.

Движение осветителя по вертикали.

Верхнее диагональное освещение ^ ВИДЫ ОСВЕЩЕНИЯ В ФОТОГРАФИИ В фотографии условно, для удобства использования, свет делится на рисующий, заполняющий, фоновый, контровой, моделирующий и световой акцент. Эта общепринятая градация довольно абстрактна. Освещение объекта является более творческим процессом и подчиняется несколько другим закономерностям, речь о которых пойдет далее.

Виды освещения Рисующий свет (1.

Рисующий свет теоретически является главным и основным в композиции. Он выявляет форму предметов и детали объекта и всего сюжета, оставляя в тени одни элементы и выделяя другие. Это направленный свет, который в зависимости от замысла фотографа или условий съемки может быть как жестким, так и мягким. Осветители, дающие направленный свет, обычно ставят источник света не ближе полутора двух метров к объекту съемки, но и не очень далеко. При естественном освещении роль рисующего света играет солнце или любое дневное освещение, проходящее через какой либо проем. Например, окно, дверь, просвет между деревьями.

Рисующий свет образует так называемый теневой контур. Если любую объемную поверхность, особенно сферическую, осветить со стороны фотографа, то на ее отдельных участках, расположенных под различными углами к световым лучам, образуются затененные участки, которые и образуют теневой контур.

Заполняющий свет (2.

Заполняющий свет равномерно освещает объекты съемки, создает уровень освещенности, необходимый для удовлетворительной проработки деталей, и видимых теней не создает. Заполняющий свет делает тени более светлыми и всегда является мягким.

Моделирующий свет (3.

Моделирующий свет несет функции дополнительного заполняющего света и служит для подсветки теней в необходимых местах. Он образуется небольшими источниками мягкого света. Также он применяется для создания местных бликов и рефлексов на различных отражающих деталях объекта съемки. В условиях фотопавильона их форма, цвет и интенсивность могут регулироваться.

Контровый свет (4.

О контровом, или встречном, свете говорилось ранее. Он также создает так называемый световой контур. Чем ближе к фотоаппарату установлен источник света, тем шире становится полоса светового контура, и, наоборот, чем дальше расположен источник света от фотоаппарата, тем уже становится эта световая полоса.

Фоновый свет служит для освещения фона, для чего обычно применяются приборы как мягкого рассеянного, так и направленного света. Он служит для того, чтобы выделить объект съемки, создать разность освещения между ним и фоном. Например, если надо, чтобы объект был на девственно белом фоне, фон освещают сильнее, чем объект – как это принято при съемках на документы. Если нужно выделить объект на сером или цветном фоне, то фон освещают меньше, чем основной объект.

Цвет фона не должен резко контрастировать с цветом лица, если только такой контраст не является задумкой фотографа.

Узкий пучок жесткого или мягкого света направляется на тот участок объекта, который необходимо подсветить. Это освещение очень часто использовалось в фильмах середины прошлого века, когда в луче света были только одни глаза актера, а все другое скрывалось в полумраке.